А начали мы с финальной сцены, где я бегу по лесу и, рыдая, упрашиваю прекратить дуэль между Алешей и Калиостро: «Остановитесь, я люблю вас!» Захаров всегда снимал много дублей, и с каждым разом лица у «экзаменаторов» все больше вытягивались. Я поняла, что экзамен сдала на «отлично». Помню, как выторговывала у Захарова фразы, которые мне были дороги: «Папенька говорит, что вкушать одни радости недостойно». Режиссер сначала отмахивался: «Затянем, будет не смешно!» А потом хвалил: «Хорошо, что отвоевала!»
Расстроил только наш дорогой Калиостро: в один прекрасный день появился на съемочной площадке с загипсованной ногой! На выходные Нодара Мгалоблишвили отвозили в общежитие «Мосфильма», где по совпадению проживала группа его земляков, снимающих фильм «Багратион».
Началось грузинское застолье с национальными песнями и плясками. Нодар солировал на чистом грузинском, стоя на подоконнике (голосом он обладал необычайным), и вдруг услышал аплодисменты с улицы: под окнами проходила женщина с собачкой и заслушалась. Как истинный грузин, Нодар спрыгнул со второго этажа, встал перед дамой на одно колено и поцеловал ей ручку. А с утра не смог наступить на пятку… Спортсмен из него не такой хороший, как певец. В общем, спел, прыгнул, очнулся — гипс!
Горин с Захаровым сели в срочном порядке переписывать сценарий: у них появилась еще одна героиня — нога Мгалоблишвили, под которую теперь все должны были подстраиваться. В результате граф порой загадочно выплывает из кадра — это его вывозят на тележке.
Везде, где Калиостро верхом на лошади, сзади, сбоку — постарались дублеры. А ведь мы должны были с ним кружиться в танце… Так что больше всех пострадала я! Да и у Абдулова с Фарадой эта нога вытеснила массу смешных эпизодов: я впервые увидела, как два взрослых мужика рыдали, когда поняли, что осталось от фильма… Поэтому мы под предводительством Абдулова объявили бойкот Нодару и его ноге. Просто перестали их обоих замечать. Это было жестоко с нашей стороны. Довели бедного Калиостро до такого отчаяния, что Захаров всех собрал и отчитал: «Вы что творите, пионеры?»
Никто из нас тогда не думал, что эта история проживет 30 лет… А недавно я снималась в комедии «Горько!», и почерк режиссера Андрея Першина показался мне на удивление знакомым. Такой талантливый юмор я встречала только у Марка Анатольевича Захарова.
И каково же было мое удивление, когда узнала, что Андрей — его ученик. На съемках каждое утро «тамада» Сергей Светлаков вставал передо мной на колени и пел романс из «Формулы любви»: «Ах как же я люблю вас, прекрасное созданье!» У меня тоже есть слух и голос, но они существуют отдельно друг от друга. Стоит соединить — как-то не звучит. Никогда не знаешь, что станет последней каплей при утверждении на роль… Моя героиня голосит на свадьбе дочери попсовую композицию «Натали». «Если на площадке исполнишь так же бездарно, будет гениально!» — сказал мне Андрей Першин на пробах.
Предложений сниматься после «Формулы любви» поступало много… Другое дело, что о некоторых я узнала только спустя годы. Оказалось, супруг позволял себе отвечать на них за меня, если удавалось перехватить звонок: «Лена уехала», «Она слишком занята в театре»...