Банальное выражение — «запах кулис», но я его узнала. У каждого театра он свой (или только я так чувствую?). Тут же нахлынули детские воспоминания, по лицу покатились слезы... И я еле собралась с силами, чтобы снова выйти на сцену, которую так часто вижу во сне.
А мальчика, который играл Питера Пэна, через 30 лет назначили директором Одесского областного ТЮЗа: «Ты бы зашла ко мне, вспомнили бы детство...» — пригласил он, как только узнал, что я в городе. Этот театр мы обожали еще в качестве юных зрителей. И не только за спектакли — я была влюблена в его архитектуру, стены, обвитые затейливой лепниной с позолотой.
Входила в эту залу, словно Золушка на бал. А Женька наверняка воображал себя принцем… «И вот он действительно стал директором всей этой лепоты!» — восторженно думала я, взяв курс на театр по Греческой площади. «Женька, ты это заслужил!» — с ходу поздравила я друга. И попросила немедля проводить меня в памятную залу. Я же не подозревала, что пробил тот час, когда карета превратилась в тыкву… От увиденных перемен стало больно: лепнина облупилась, позолота истерлась… Под балконом Женя посоветовал не ходить: «Упадет на голову штукатурка...» «Что здесь случилось?» — только и смогла вымолвить я. «Не хватает средств на реставрацию и новые постановки, — прозаично объяснил Женя. — Хоть у людей проси: «Подайте на «Карлсона»!»
Это произвело на меня эффект землетрясения: память о детстве рушится, надо ее спасать...
Стала рассказывать о ТЮЗе знакомым, имеющим для помощи все возможности. И многие были не против вложиться, задавали только один вопрос: «А когда мы вернем деньги?» Сделала вывод, как булгаковская Маргарита: «Ни у кого ничего не просите...» Мы с мужем в тот момент занимались стройкой, деньги были нужны самим… Но увидев мой настрой, Саша покачал головой и сказал только: «Ты сумасшедшая — и флаг тебе в руки».
Я предложила Жене: «Вот тебе деньги: поставим благотворительный спектакль, я каждый месяц буду прилетать в Одессу, чтобы его играть. А вырученные средства будешь забирать на нужды театра». — «Ты не шутишь? Понимаешь, что никогда не вернешь эти деньги?» — «Понимаю!» Но если я загорелась, меня никакими доводами не унять…
Всю жизнь мечтала сыграть полячку Гелю в «Варшавской мелодии», но так и не дождалась этой роли в Театре Вахтангова в легендарном спектакле. Так что появился шанс убить двух зайцев. Обычно август — мой законный отпуск. Я приезжаю в Одессу, снимаю жилье и отказываюсь от всех дел… А тут весь месяц ежедневно ходила в ТЮЗ. Жуткая жара, друзья зовут на пляж: «Прокатимся с ветерком — мы яхту сняли». Я с восторгом: «Не могу, репетирую». Что они отвечали? «Ты сумасшедшая! Зачем тебе это надо?» — «Сама не знаю, но надо...»
И получилось. Удивительный спектакль, который уже два года идет в Одессе с аншлагом. Публика там особенная. Очень трогает «Варшавская мелодия» пожилых людей, которые помнят те времена — они были юными в 50—60-е годы, знают, о чем идет речь.