Перед Днем Победы к вдовам со всех концов страны съезжаются люди, считающие себя родственниками погибших солдат. На торжественном открытии обелиска бабушкам отводят почетное место, в их честь звучат фанфары и трогательные речи. Потом по-праздничному украшенный автобус везет вдов и их многочисленных гостей на вокзал. Когда поезд скрывается вдали, Александра Матвеевна и Елизавета Егоровна обнаруживают, что остались одни на перроне. Все про них забыли. В свою деревню, до которой от райцентра семнадцать верст, бабушки идут пешком и поют: «На закате ходит парень возле дома моего...»
Татьяна: В финале я всегда рыдаю — вот бабулечки спускаются по идущей под уклон дороге, вот уже и головок не видно... Ровный участок за холмом пуст — сколько ни жди, старушки там не появятся. Целое поколение, всеми забытое и никому не нужное, ушло в землю...
Ничуть не удивляюсь, что картину положили на полку, да еще и погрозили режиссеру начальственным пальчиком: «Вы что же, хотите сказать, что солдатские вдовы в нашей стране оставлены без заботы и внимания?» Пылиться бы фильму в архиве, но однажды «Вдов» послали Брежневу. Леонид Ильич, как известно, был большим киноманом. Посмотрев ленту, генсек прослезился и спросил, почему такая замечательная картина еще не идет в кинотеатрах. Фильм тут же выпустили в прокат, а спустя некоторое время, выступая на пленуме, Леонид Ильич сказал: «Нам нужно больше заботиться о вдовах. Власти на местах должны знать их проблемы и всячески помогать». Вскоре всем вдовам добавили к пенсии по пять рублей...
После фильма Микаэляна маму стали активно приглашать: Леонид Менакер позвал в картину «Молодая жена», Наталья Трощенко — в «Комендантский час», Марк Осепьян — в «Однолюбов», Евгений Васильев — в «Прощание славянки».
В театре к снимающимся коллегам часто относятся с завистью и ревностью. Даже когда маме требовалось отлучиться всего на пару дней, актрисы страшно злились: «Макарова играет в кино, а я должна ее замещать! С какой стати?!» Чтобы пресечь подобные разговоры, Галина Климентьевна на время съемок «Вдов» не стала просить в театре отпуск. Когда заканчивалась рабочая смена, садилась в смоленской деревне в такси и ехала в Минск. А это четыреста километров! В городе, не заезжая домой, просила высадить у театра и подождать до окончания спектакля. Разгримировывалась уже в машине — на обратном пути в смоленскую деревню. Я, профессиональная спортсменка, и то бы, наверное, не выдержала таких нагрузок.
Фильм собрал огромную зрительскую аудиторию, получил хорошие отзывы в прессе и сыграл немалую роль в том, что мама получила звание народной артистки СССР.
Яна: Я была свидетельницей того, как менялось отношение Макарова к бабушке по мере роста ее известности. В детстве считала, что у меня три деда и три бабушки. Однажды старшие дети довели до слез, доказывая, что бывает только два «комплекта». Иван Семенович присутствовал в моей жизни по большей части номинально — как дед по крови, которого нужно любить. А дедушку Павла я обожала без всяких обязательств, потому что это был самый добрый человек на свете.
В тот раз бабушка приехала в Москву, чтобы сыграть в спектакле «Трибунал» в Театре на Малой Бронной. Партнером ее был Георгий Мартынюк. Бабуля пригласила на спектакль Ивана Семеновича и оставила у администратора два билета на его имя. Дед взял с собой не жену, а меня. Весь спектакль неотрывно смотрел на сцену, а когда зал устроил овацию, совсем сник. На улице вдруг расправил плечи и натужно веселым голосом заявил: «Все-таки хорошо, что я на молодой женился!» Даже мне, в ту пору совсем девчонке, было понятно: дед сожалеет об ошибке, совершенной много лет назад.