С приходом Яновской я не задержалась в ТЮЗе. Она гнобила меня не таясь. Снимала из репертуара спектакли с моим участием, хотя рецензии были хорошие, критики меня хвалили. После очередного показа «Пяти вечеров», где я играла Тамару, Генриетта Наумовна подошла и сказала: «Наташа, и этот спектакль мы убираем. Дети сейчас другие, им такое не нужно».
Я в слезах позвонила в Щепкинское училище, где работал мой бывший однокурсник Николай Афонин.
— Коля, я ухожу из театра! Не знаю куда. Не могу здесь больше находиться! Возьми меня в училище, буду преподавать.
— Наташ, как это «возьми»?! Ты понимаешь, что говоришь?! Это же ставка...
— Я понимаю... не понимаю... В общем, возьми меня, Коля! Все! — и бросила трубку, разрыдавшись.
Прошло, наверное, месяца три, и Афонин позвонил: «Ты плакала, говорила, что хочешь преподавать, а сама пропала».
А я думала: зачем навязываться? Выплеснула беду — и на том спасибо. Кого волнует чужое горе? И вдруг — о чудо! — Коля не прошел мимо. «Приходи!» — сказал он.
Хомский обрадовался моему желанию стать педагогом! Видимо, он жил под гнетом ощущения, что недодал мне в творческой жизни. А тут вдруг оказалось, что сможет помочь без ущерба своим высоким отношениям с театром. Я играла на сцене тридцать пять лет, но педагогика — совсем другое дело, поэтому стала прилежно учиться в ГИТИСе, пытаясь нащупать свой путь и метод. Ходила к одному преподавателю, ко второму, к третьему, но никак не могла найти себя. «Давай ко мне, — сказал Хомский, — я как раз веду актерский курс».
Три года я ходила на лекции к мужу как... рядовой волонтер-вольнослушатель. Под его руководством поставила первые отрывки, дипломный спектакль по Островскому «Счастливый день», ездила в Йошкар-Олу, где он ставил «Лес». Все прилежно записывала, прочитала горы рекомендованных Павлом Осиповичем книг. Он всегда приходил на прогоны моих дипломных спектаклей и делал замечания. Муж много мне дал и искренне радовался успехам. Не скрою — горжусь, что мои студенты дважды получали премию «Золотой лист», учрежденную для выпускников театральных и кинематографических вузов. Мне всегда казалось: быть актрисой легко, а вот преподавать гораздо сложнее. Каждый, с кем сводила судьба — Эфрос, Хомский, Князева, — внес лепту в создание меня как педагога. Из разных вкусных и полезных ингредиентов я сварила свою кашу. И добрым словом вспоминаю собственных учителей.
Время не стоит на месте. Старшее поколение сходит со сцены, уступая место новому, молодому. Но память обязана быть благодарной. Люди искусства, с которыми мне довелось работать — режиссеры, актеры, — открывали миры, совершали чудеса перевоплощений, дарили зрителям жар сердца, жертвуя порой личным счастьем. Самое главное, что мы в ответ можем сделать, — это помнить о них...
Благодарим Салон английских интерьеров ROSBRI за помощь в организации съемки.