— От цензуры «Машине времени» крепко доставалось?
— В 1982 году в «Комсомолке» вышла разгромная статья «Рагу из синей птицы», вслед за которой последовали репрессии и притеснения не только «машинистов», но и жанра. Публикация в газете тогда приравнивалась к приговору, речь могла идти о роспуске коллектива и запрете на профессию. Все были раздавлены. Историей про цензуру и то, как группу выручил Кобзон, со мной поделился режиссер, культуролог и бас-гитарист группы «Звуки Му» Саша Липницкий.
Александр Липницкий:
«У нас с Иосифом Давыдовичем был общий знакомый Евгений Казанцев — знаменитый бас-гитарист: и у Кобзона играл, и в «Веселых ребятах», в девяностых — с Мамоновым. С его слов я знал, что Кобзон помогал Макаревичу в начале восьмидесятых, и решил включить этот эпизод в свой документальный фильм о «Машине времени».
Иосиф Давыдович назначил мне встречу в десять утра в своем офисе, вышел как на концерт в Кремлевском Дворце съездов — в гриме и дорогом костюме. Рассказал про так называемые художественные комиссии, как «Машину времени» обвиняли в непрофессионализме и вообще гнобили. В СССР считалось, что для выступления на сцене нужно иметь музыкальное образование и быть членом Союза композиторов.
Самое смешное, что им все же позволили выступать, но с одним условием — раз Кобзон берет «машинистов» на поруки, гастролировать должны вместе. Растерянный Иосиф Давыдович позвонил Макару:
— У нас же абсолютно разные репертуар, аудитория...
— Все будет хорошо, — заверил Андрей, который был рад, что вообще получил разрешение на гастроли.
Спустя годы Кобзон подтвердил мне: все было действительно хорошо. Да, были совместные туры «Машины» с Кобзоном. Как и у нас — «Звуки Му» когда-то гастролировали с Валентиной Толкуновой в Крыму».
Кстати, почти революционную песню «Марионетки» они вообще записывали на студии ЦТ Гостелерадио СССР в 1975 году! Элеонора Беляева пригласила «Машину времени» исполнить номер для своего «Музыкального киоска». Звукооператор Владимир Виноградов сделал семь треков, ни один из которых не попал в эфир — сработал цензурный фильтр. Зато первая качественная студийная запись была подпольно растиражирована по всему Союзу.