Как педагог Селезнев был прав. Но и я сделал выбор, о котором не жалею: снялся в фильме Велединского и на фестивале «Московская премьера» получил приз за лучшую мужскую роль. Вручал мне его Алексей Баталов, на курс которого в свое время не взяли. Вот такая ирония судьбы.
— Правда, что на эту роль, которая принесла вам известность, пробовался и Алексей?
— Да, он тоже ходил на кастинг. Точнее, было так: Леша на «Кинотавре» познакомился с Велединским, и Александр предложил ему главную роль. Алеша сказал: «У меня еще брат есть...» Мы вместе попробовались, и в итоге Леша сам отвалился. Думаю, ему внутренне не был близок герой.
Фильм «Русское» стал заметным кинособытием, но Владимир Прохорович сдержал слово: оставшиеся полгода я только открывал и закрывал занавес однокурсникам, которые играли дипломный спектакль. У меня не было даже реплики «Кушать подано», у Леши то же самое... Крайне унизительная ситуация.
Но повторюсь: ни секунды не жалел о своем поступке. И спасибо худруку, который научил делать выбор, я просто пошел за своим сердцем. Хотя все равно было обидно получить в дипломе тройки по мастерству — получается, так оценили мои фильмы «Русское», «Лавина» и Лешину «Войну».
Эти события, конечно, повлияли на молодую, еще не окрепшую актерскую психику. Какая уж тут любовь к театру? Однако получив диплом, все-таки показался в одну известную труппу, и меня взяли.
Спросил:
— Что я буду играть?
— У нас есть сказки, например «Красная Шапочка».
Подумал: «Нет, ребята, четыре года учиться и после Достоевского и Чехова бегать петушком? Это не для меня».
Театр резко разлюбил и последующие пятнадцать лет не выходил на сцену. Как зритель смотрел, конечно, какие-то спектакли, но они меня только раздражали: не нравились подача, дикий ор, форсирование эмоций «на тридцатый ряд».
Впрочем, жизнь — интересная штука. Полтора года назад позвонила продюсер Надежда Оранж и предложила роль в спектакле театра «Оранж» «Великолепная шестерка, или Мужчины тоже плачут». Почитал пьесу скорее от безысходности: тогда образовалась долгая пауза в съемках, да и мама постоянно капала на мозги:
— Давай иди в театр!
Я отвечал:
— Какой на фиг театр...
В общем, пьесу прочитал, героя понял и согласился. Попросил продюсеров дать мне семь пробных репетиций — хотел убедиться, смогу ли просто выйти на сцену или нет. Я же столько лет там не был, на профессиональной — вообще ни разу. А делать лажу не привык.
В кино можно выехать на крупном плане, актер больше сам от себя зависит. В театре иные законы — ты зависишь от всего! Например партнер забыл или перепутал текст — и все, провал, дубль не переснимешь!
В общем, порепетировали с режиссером Аллой Решетниковой, партнеры были прекрасные: Валерий Николаев, Илья и Филипп Бледные, Александр Наумов, Дарья Егорова. И вот премьера... Стою за кулисами. Надо выходить, а у меня паника. Наконец пересилил страх, сделал шаг на сцену — и будто домой вернулся, в свой детский театр. И он меня вновь встретил с любовью, зрители зааплодировали.