У нас тогда была музыкальная тусовка. Мы дружили с Лолой Милявской и Сашей Цекало. Песни из их репертуара ты тоже часто напевала. Ребята называли себя твоими наставниками. Помню, ходили на концерт, и ты преподнесла им от нас букет. Выходя на сцену, чуть не упала. Букет был больше тебя.
— Каким вы, Алена, представляли себе Сашино будущее?
Александра: У меня есть интервью родителей, в котором они говорят, что видят дочь теннисисткой!
Алена: Да мы шутили! Девочка совсем чуть-чуть играла в теннис, и мы сразу поняли, что она не предназначена для большого спорта. Хотя Тигран очень хотел, чтобы Саша играла.
Позже она стала сочинять прекрасные философские рассказы, и лично у меня не вызвало особого удивления и уж тем более ужаса ее заявление, что хочет пойти в режиссеры. Что может быть прекраснее, если человек в состоянии не только придумать историю, но еще ее и снять?
— У дочери режиссера, выросшей на съемочной площадке, альтернативы, наверное, не было? Разве что стать актрисой.
— Саша никогда не хотела в кадр. Играть в массовке и вообще просто находиться в центре внимания, в лучах софитов терпеть не могла. В детстве умоляла оставить ее в покое, когда взрослые просили спеть: «Не надо, мама!»
Александра: Пару раз отец засовывал меня в эпизоды без слов в своих картинах. Но за кадром было намного интереснее. Я хотела рулить процессом, придумывать какие-то миры. Однажды пришла и сказала: «Прости, Тигран, наверное, я все-таки буду режиссером».
— Вы зовете отца по имени?!
— Ну да. Возможно, это произошло от долгого пребывания на площадке, где все называли моих родителей Тиграном и Аленой. В какой-то момент и я стала так поступать. Они ругаются.
Алена: Иногда Саша вообще называет меня Еленой Александровной!
Александра: Чтобы привести в чувство! Временами ее невозможно дозваться. Кричишь: «Мама, мама!» — никакой реакции. А на Елену Александровну или Алену сразу поворачивается.
Так вот, когда я рассказала папе о своих намерениях (по-моему, это было в четырнадцать), он округлил глаза: «Пойдем-ка поговорим». Сели поговорили... Точнее, говорил один папа. Целый час рассказывал в красках, как тяжела и неказиста жизнь и работа кинорежиссера, в особенности женщины и в нашей стране.
Я понимала, что в принципе он прав и действует из лучших побуждений. Женщине-режиссеру всегда сложнее просто потому, что так сложилось на рынке.
Алена: Это сексизм.
Александра: Да какой сексизм! Режиссер по своей сути — мужская профессия.
Алена: Кто сказал? Может быть, двенадцать лет назад ситуация была иной, но сейчас в киноиндустрии огромное число женщин-режиссеров, получающих огромное количество призов! Даже на наших кинофестивалях.
— И что вы ответили отцу?
Александра: — Я тебя услышала.
Тигран удивился:
— То есть я тебя не переубедил? Хорошо. Тогда докажи, что действительно хочешь этим заниматься.
И началась веселая жизнь. Я помогала отцу на площадке. Ездила в экспедиции, переодевала массовку вместе с костюмерами, приносила чай и кофе. То есть делала все, о чем просили.