Позже он организовал наши гастроли в Нью-Йорке. Туда уже выехало сто двадцать человек, взяли даже тех, кто не задействован в «Юноне...» — Леонова, Янковского с женами. Играли в театре на тысячу семьсот мест. Каждая поездка «Ленкома» за рубеж, как я потом узнал, обошлась Кардену в два миллиона долларов. Кутюрье оказался истинным меценатом. Вспоминаем его добрым словом по сей день.
Леонида Броневого я знал сорок семь лет — с Московского областного театра. Тартаковский после «Семнадцати мгновений весны» пригласил его в спектакль «Три минуты Мартина Гроу». Броневого выкатывали на сцену в инвалидном кресле, он мычал, а публика в зале безумствовала. За роль без слов Исидор Михайлович платил «Мюллеру» девяносто девять рублей девяносто девять копеек за спектакль.
Непростым человеком был Леонид Сергеевич — не дай бог молвить слово поперек!
— Ваш Захаров — депутат, пусть он со своей Александрой...
— Леонид Сергеевич, Захаров специально для вас пишет роли, он к вам прекрасно относится!
— Да? Вы так думаете?
— Я не думаю, а знаю, заберите свои слова обратно.
Захаров нередко просил: «Марк Борисович, пожалуйста, возьмите на себя Броневого». Не хотел с ним связываться. Но за талант Броневому, как и Абдулову, прощалось все.
— Валерий Золотухин когда-то признался мне в интервью: «В театрах всегда пили». Вам приходилось кого-то за это наказывать?
— Слышали такую фамилию — Проскурин? Мы на гастролях в Югославии, и Виктор позволяет себе там то, что никому не разрешено. Вынуждены были отправить его в Москву. У нас такое не обсуждается.
В 1990 году я сделал ремонт в театральном буфете, и там стали с утра до вечера продавать алкоголь — виски, водку. Некоторые пугали: «Рискуете. Актеры сопьются». Однако подобного ни разу не случилось. Рыба гниет с головы. Мы с Захаровым не позволяли себе, артисты это видели. К слову, весь персонал два раза в день бесплатно кормим в своем буфете.
Открыл в театре сауну, один день там парятся актеры, другой — актрисы, третий — монтировщики. Сам не посещаю. Дома тоже имеется сауна, в которую ни разу не заходил. Актерам важно прийти в себя после тяжелой репетиции, снять напряжение. Еще держу высококлассного массажиста. Если кто-то потянул ногу, руку, спину — специалист приведет в норму.
В подмосковной Салтыковке на большом участке земли, принадлежавшем театру, на месте жутких дач мы построили несколько коттеджей, в которых одни актеры живут круглый год, другие выезжают туда летом с детьми.
Когда-то я пришел в разрушенный театр, не представляете, какие здесь были стены! «Ленком» занимает здание бывшего купеческого собрания, но долгие годы тут сидела организация под названием Дом политпросвещения. Памятник архитектуры пришел в ужасающее состояние, красоту заделали фанерой и закрасили зеленой нитрой. Мне подарили книгу 1914 года издания. В Ленинской библиотеке их осталось всего две. По этой книге я восстанавливал театр и каждый год что-то доделываю.
Еще я — глава «Директорской ложи театров Москвы». Мы регулярно устраиваем потрясающие вечера, приглашаем на них руководителей театров, в том числе провинциальных, причем бесплатно размещаем их в гостинице и даем возможность ходить на спектакли, а также директоров музеев — Третьяковки, Пушкинского, ректоров творческих вузов.
Так что забот хватает. Хватило бы сил осуществить задуманное...