— Отлично, новая «Лола»... Повторка!
Я чуть ли не в слезы:
— Как, неужели такая у нас уже есть?!
Видя мои бурные эмоции, тактичная Павла начинала хитрить. Осматривала очередную «Лолу» и сообщала:
— Такой у меня нет.
— Точно? Или все же была?
— Главное, ты не расстраивайся, мам!
— А папа играет в железную дорогу и делает вид, что это забава сына?
— Илья тоже в детстве недоиграл... Несмотря на строгость, которую пытается демонстрировать, удерживая меня от необдуманных покупок, сам иногда срывается. Идет с детьми в самый дорогой игрушечный магазин и не контролирует, что они пихают в корзину. Меня эта «оплошность» страшно удивляет — ну как так?! Часто покупает то, что самому интересно: роботов, микроскопы, какие-то устройства для изучения биологии, химии... Дети и его поддерживают, вообще относятся к нам с пониманием. Подшучивают:
— Мам, а если бы в детстве ты могла играть вот такой крышечкой и флакончиком, сошла бы с ума от счастья?
— Да, — отвечаю. — И они были бы любимыми игрушками. Потому что радовались с подружками любому цветному стеклышку, пластмасске, камушку.
— Родители по-разному смотрят на то, чему следует учить своих детей. Кто-то зацикливается исключительно на учебе, кто-то на навыках или чертах характера. Что вы хотите в первую очередь воспитать в дочери и сыне?
— Ответственность. Самоиронию. Приспосабливаемость к жизни. Умение ориентироваться в пространстве. Чтобы заходя в комнату, наполненную людьми, считывали информацию о ситуации в целом. Бац! Все понял и ведешь себя так, как подсказывают обстоятельства, без лишнего напряга и страха. Чтобы их интуиция была невероятно тонкой и они всегда безошибочно знали, как поступить. Вот тогда мое материнское сердце будет спокойно. У меня самой такой навык есть, хочется передать его детям.
Умение быть гибким, ориентироваться в жизни — это определенная хитрость. Значит, я хитрая! Приведу пример: в школе была круглой отличницей, но не потому что жутко умная. У меня хорошая память, неплохо обстоит дело с логикой. Скажем, физику и математику легко понимала. Но если с другими предметами случалось иначе — смотрела в книгу и видела сами знаете что, — просто... списывала! И когда дочь так же сдувает непонятное ей домашнее задание на перемене, я ее хвалю. Хотя кому-то наверняка покажется, что правильнее расстроиться. Почему? Она разобралась в жизненной ситуации, сориентировалась и приняла верное решение.
Не считаю, что не надо учиться, поймите правильно. Но если вдруг не успел или не получилось решить задачку, просто спиши, а не иди понуро за двойкой! По моему мнению, совершенно неважно, откуда человек возьмет то, что ему необходимо. Умей брать! Вычленяй нужное, а не пытайся освоить все и во всем состояться. Это и есть выживаемость. Дочери так и говорю: «Посмотри, кто в классе самый умный. Скооперируйся с ним, сделайте вместе какую-то работу. Позвони, узнай ответы на задачки и сверь со своими». И такое поведение — взрослость, а не инфантильность, которой страдают современные дети: «Ну ма-ам! Помоги-и-и! Давай ты!»
Сыну пока шесть, так что я больше сосредоточена на дочери, на Павле. Петр еще погружен в детство.
— Наверное, у детей оно сильно отличается от вашего не только потому что финансово в семье все значительно лучше?
— Ужас в том, что дочь и сын живут в совершенно новых, непривычных, незнакомых мне условиях. Например Павла не отпрашивается к подружкам ночевать, не любит ходить в гости, сама нечасто к нам приглашает... Сейчас ведь как? Дети выходят из школы, их тут же хватают родители или няни и тащат домой. А как было в пору моего детства? Постоянные тусовки с ровесниками, нескончаемое общение, тайны, секретики... Дети росли с опорой на самих себя, были ответственными.