Театр — это первым делом эмоциональное воздействие, не концептуальное. Когда режиссер сочиняет концепцию, это неправильно. Концепция должна стать результатом работы, к ней надо прийти через эмоцию. Тогда зритель отреагирует и тоже придет к твоей концепции. А начинать с этого невозможно.
Эмоция для меня — главное при выборе материала. Я отталкиваюсь от себя и каких-то призраков в зале. Например, как бы это оценил какой-то парень, которого наказали оперой, привели в театр родители? Или коллега, знающий произведение с детства? Его я тоже должен удивить. Или Борис Александрович Покровский?
— Чем будете удивлять в новом сезоне?
— Оперой Гиля Шохата «Альфа & Омега» на иврите. Она впервые будет поставлена в России. Шохат — потрясающий израильский композитор, пианист и дирижер. Его произведения шли и в Германии, и в Японии. Опера про сотворение мира и про то, как рай может стать адом.
— Иврит — язык непростой...
— Французский тоже нелегкий. И немецкий. Мы все на оригинале поем. Опера очень красиво звучит на иврите, но будут титры.
После «Альфы & Омеги» выйдет «Аида» Верди.
— Сколько опер вы поставили в общей сложности, не считали?
— Сто шестьдесят семь, что ли...
— По статистике, их две с лишним тысячи. Есть куда стремиться!
— Главное, чтобы это было в удовольствие. Многие оперы я поставил дважды, трижды. «Евгения Онегина» — девять раз. «Травиату» восемь, в разных странах и по-разному. Конечно, можно не напрягаться, переносить одну и ту же постановку на разные площадки, бизнесом заниматься. Я пробовал. Неинтересно!