— В «Чуме!» вы невероятно смешная. Совершенно непохоже на то, что вы играли раньше.
— На кастинг пришла с выдвинутой челюстью, с кухонным полотенцем на голове. Хотела подчеркнуть, что у меня высокий лоб, немного торчат уши, потому что в картине время действия — Средневековье. Мне очень хотелось сыграть что-то смешное. И продюсер, и кастинг-директор потом говорили: «Мы так хохотали, ты такая была непривычная!» В итоге я стала главной героиней — Мартой.
— Зоя, как вы относитесь к пробам?
— Пробы начинаются с открытия дверей, даже если режиссера нет в комнате. Но как ты входишь, видят другие люди, причастные к этому проекту. И они так или иначе будут участвовать в принятии решения — подходишь или нет. Надо собраться и показать, что ты умеешь работать. А работа ведь заключается не только в том, чтобы оттарабанить текст и хорошо сыграть, но и как ты существуешь в команде, реагируешь на стресс, справляешься с многозначностью.
Я часто приходила на пробы неготовая: текст не выучила, в голове — домашние бытовые вопросы, нервничала. Недавно произошел случай на пробах. Мне казалось, что я готова на все 100 процентов. А зашла в кадр, так все из головы вылетело. Вот, образно говоря, летели дротики мимо мишени. Возможно, тишина меня сбила, может, еще что-то. И я попросила своего агента договориться о еще одних пробах. Но режиссер ответил нет, сказав, что все было хорошо, просто я не подхожу для этой роли. Ну, проиграла. Жаль, потому что в следующий раз этот режиссер будет во мне сомневаться и может не позвать на пробы в другой проект. Ну, не судьба.
И тут не надо расстраиваться, рвать на себе волосы и сомневаться в своем таланте. Ничего хорошего из этого не выйдет. Но мне потребовалось время, чтобы это понять. У меня был период в жизни, когда я хотела уйти из профессии. Боялась ходить на пробы, а мысли, что мне придется кого-то изображать перед режиссером, вводили в ступор. И причиной тому были неудачные пробы.
Я пришла на встречу к режиссеру подготовленная на все сто: текст выучила, красиво оделась, накрасилась. До этого на пробы я особо не наряжалась и всегда проходила их как-то на бегу. А тут подошла к этому процессу серьезно. Сначала 40 минут меня держали в коридоре. Потом ассистент режиссера вежливо отказалась рассказывать сюжет картины. И вот я захожу в комнату, а режиссер мне говорит: «Ну что, читанем?» Поднял глаза, осмотрел сверху донизу оценивающим взглядом. Я попросила рассказать мне сюжет фильма, потому что на руках у меня были только слова героини. И он, делая мне одолжение, вкратце рассказал. Я растерялась. Было ощущение, что своей просьбой сильно обеспокоила его, напрягла... И настроения, конечно, уже не было. Но решила действовать до конца, хотя нужно было развернуться и уйти.
После этих проб я позвонила своему товарищу, который знал этого режиссера, рассказала в подробностях про эту странную ситуацию. И он мне объяснил: «Такой человек, славится тем, что любит надламывать людей». А это не просто неприятно, это больно. Мы с ним не были знакомы, никогда не работали вместе, и вести себя так по-хамски... С тех пор я боялась проб, не хотела вообще работать в кино. Долгое время, открывая дверь в комнату, где находится режиссер, возвращалась мыслями туда, где сидел тот равнодушный человек... Еще раз такое пережить я просто не хотела. Справиться со своим страхом мне помогли «Курсы прохождения проб». Американский тренер по актерскому мастерству Ивана Чаббак создала театральную школу в Лос-Анджелесе. И мои коллеги Владимир Моташнев и Дмитрий Чеботарев получили дополнительное образование в этой школе и стали эксклюзивными представителями техники Чаббак в России с правом преподавания. Создали курс, который состоит из двенадцати занятий. Интересная история: тебя учат правильно разбирать сценарный текст, объясняют, что значит дальний и крупный план, на что на пробах делаются акценты. В принципе, с опытом ты начинаешь разбираться в этом. А вот ребята из нашего потока не знали многих вещей. И эти курсы мне очень помогли.Теперь для меня пробы, даже неудачные, — это тренинг. Если мне не нравится проект и точно знаю, что не буду в нем сниматься, я все равно иду. Во-первых, надо попробовать, во-вторых, показать себя, потому что эти люди сегодня снимают эту историю, а завтра позовут в проект мечты.