— Зоя, если представить, что подходит к вам режиссер и предлагает сыграть любую известную женщину. Кого бы вы выбрали?
— Мату Хари, Аллу Пугачеву... Мне нравятся сильные независимые женщины. И было бы интересно попробовать сыграть их. У них у всех интересные судьбы. Почему женщины становятся сильными? Потому что у них не было другого выбора. Сильными их сделала жизнь. Есть такая фраза: «Я внутри такая наивная и хрупкая, что остается быть только сильной и смелой». У всех этих женщин был долгий одинокий путь, отстаивание своих интересов, себя. Алла Борисовна, наша примадонна, одна такая, другой нет. Она через себя пропускает все свои песни, влюбляет в себя. Вот таких женщин, как Пугачева, мне бы с удовольствием хотелось сыграть.
— Рождение дочери Нади вас сильно изменило?
— В первую секунду. Как только Надю запеленали, дали мне в руки и сказали: «Это вам на всю жизнь», произошел щелчок, и вся моя жизнь резко изменилась. Вот что называют послеродовой депрессией? Изменение гормонального фона у женщин. Но я бы такое поведение назвала перестройкой не женского организма, а жизни. Если раньше женщина думала только о себе, не о партнере, не о родителях или собаке, то теперь будет думать еще и о ребенке. И вот во время послеродовой депрессии капризы, истерики, слезы — это перестройка. Женщина как бы сопротивляется, ей тяжело принять эту реальность. Но приходится. (Улыбается.)
— Какая вы мама?
— Строгая и очень любящая. В воспитании дочери я руководствуюсь двумя принципами — безусловная любовь и безусловная дисциплина. Я считаю, что для ребенка очень важен режим. Сначала надо все ребенку организовать, а потом, как это японцы делают, отпустить его ручку и сказать: «Теперь сам». Надя хочет успеть везде: и рисовать, и танцевать. А недавно сказала, что хочет заниматься единоборствами.
— А вы воспитываете дочь так же, как воспитывали вас?
— Нет, немного по-другому. Мама, желая мне всего самого лучшего, настаивала на каких-то вещах, с которыми я не была согласна. Но последнее слово всегда оставалось за мной. И я не помню, чтобы она обижалась или как-то негативно на это реагировала. В этом плане мама — большая молодец. Единственно, она всегда была строга, когда дело касалось школы. Я плохо училась, не старалась и абсолютно бездарно тратила время. Маме, конечно, это не нравилось. Если мне сейчас приснится сон про школу, я проснусь в холодном поту. Меня до сих пор просто триггерит, когда я вспоминаю школьные годы. Не знаю, как выстроено наше образование, но мне эта система не нравилась и до сих пор вызывает вопросы. Ну, вот даже как ученики сидят в классе? Все смотрят на затылок впереди сидящего ученика. Ну что это такое? А где берется креативность? Ее нет. Вся система выстроена таким образом, чтобы учителю было удобно с ребенком работать, а не наоборот. Но ни один строй не несет в себе креативности. Мир держится так или иначе на двух составляющих — на креативе и на дисциплине. Значит, всему нужно найти место. Но этим никто не занимается, потому что так проще и легче. Школа подавила во мне все желание учиться. Помню, на уроке МХК я сказала: