На этом фоне Иван Лапиков втянулся в «строевую» службу так, будто всю жизнь был в ней. С виду некрепкий, неказистый, он обнаружил потрясающую выносливость и помогал молодым актерам. Например, умел мастерски наматывать портянки под сапоги, обращаться с ружьем в кадре так, чтобы это выглядело достоверно, профессионально «зарывался» в землю при взрывах. Режиссер его выделял и ценил. Больше всего ценил самоотверженность Лапикова: надо — так надо, сделаем! У актера не было слова «нет» для режиссера. А Бондарчук не любил это слово слышать.
О чем говорить, если для съемок он реально спалил целый хутор, расселив всех жителей по другим местам и компенсировав стоимость жилья. Только одна жительница отказалась переезжать, объяснив: «Да мой дом в войну выжил!» Она пряталась во время «бомбежек» в погребе, и только ее дом остался цел после съемок. «Они сражались за Родину» стал лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран». В кинотеатры военный фильм пришли посмотреть больше 40 миллионов зрителей. И в этом есть вклад Лапикова. После этого режиссеры стали охотно приглашать Ивана Герасимовича в фильмы о войне. Стоило на него надеть форму, дать ему ордена, как, казалось, перед вами стоял реально воевавший человек, который только вчера вернулся с фронта. «В твоем лице запечатлелась вся Россия», — сказал один режиссер Лапикову.
«После окончания войны он так и остался в городе на Волге, — продолжает рассказ дочь актера. — Несмотря на то что папа окончил всего два курса театрального училища, его приняли в Сталинградский драматический театр имени Максима Горького. Режиссер разглядел в молодом актере яркий комедийный талант, что, наверное, многих удивит, ведь позже отец прославился в серьезных ролях. А тогда, в театре, Лапиков часто играл стариков, и никто не догадывался, что перед ними молодой человек. Он был душой компании, умел рассказать анекдот, знал цыганские песни. И когда в театре появилась красавица Юлия Фридман, папа сумел завоевать ее сердце.