— Владимир Георгиевич, со зданиями, с труппой все ясно. Творческие достижения театра под вашим руководством тоже налицо: более семидесяти премьер (включая мировые, созданные специально для Большого театра, а также копродукции с крупнейшими театрами и фестивалями), классические и современные произведения, работы выдающихся режиссеров мирового уровня, приезды лучших трупп мира, гастроли Большого на главных площадках мира, концерты, выставки и прочее. А для кого вы все это делаете? Кто ваш зритель?
— Зритель — это очень важная составляющая, без которой театра быть не может. Наш зритель особый. Сюда часто приходят, может быть, один-единственный раз в жизни: приехали посмотреть Москву и посчитали своим долгом побывать в Большом. Есть и те, кто посещает нас постоянно уже долгие годы. А есть те, кто только начинает открывать для себя музыкальное искусство: для молодежи мы сделали специальную программу с недорогими билетами.
В будний день у нас 1500 зрителей на Исторической сцене, около 1000 на Новой, 200 на Камерной сцене. Когда бывают концерты в Бетховенском зале — это еще плюс 300 человек. В сумме около трех тысяч. В субботу обычно даем по два спектакля на Исторической и Новой сценах — это около шести тысяч зрителей! В итоге, в 2022 году в Большом побывало около шестисот тысяч людей. Я уж не говорю о трансляциях, когда зрителями Большого становились миллионы людей по всему миру, или о наших гастролях как по России, так и за рубежом.
— А сколько театр зарабатывает на билетах?
— В прошедшем 2022 году мы продали их на два миллиарда семьсот миллионов рублей. Но доходы Большого театра гораздо больше. Это спонсорские средства, пожертвования благотворителей, коммерческая деятельность — например, наши мастерские делают декорации для сторонних театров. Иногда сдаем в аренду сцены для проведения мероприятий. Еще выпускаем сувенирную продукцию. Однако на сегодняшний день главный спонсор ГАБТа — это государство. Оно «закрывает» 60 процентов нашего бюджета. Кстати, только две культурные институции России в бюджете «прописаны» отдельной строкой — Эрмитаж и Большой театр. Это даже не столько финансовый факт, сколько факт понимания значения этих учреждений в жизни страны. Поэтому государство очень внимательно рассматривает все наши просьбы.
— В вашем театре работают блестящие артисты. Их рады были бы видеть у себя в труппе лучшие театры мира. Но эти звезды — по крайней мере, это абсолютно точно касается балета — предпочитают работать в Большом, а в других театрах гастролировать. Но бывает и иначе. Так ведущий солист балета Игорь Цвирко уехал работать в Будапешт. Правда, через полгода вернулся...
— Сразу уточню, наши солисты имеют много «личных» гастролей, потому что их действительно хотят видеть лучшие театры мира. Но постоянная работа у них в Большом. И вот почему, когда Цвирко уходил, мы прекрасно знали, какой в будапештском театре уровень балета, репертуара — он просто другой. Игорь поехал, в этом убедился и вернулся. Не хочу говорить, что в Большом все замечательно — нет, конечно.
Но давайте посмотрим на танцевальный репертуар нашего театра — раз вы заговорили именно о балете — за последние 20 лет. Все ведущие хореографы мира — Джон Ноймайер, Кристофер Уилдон, Юрий Посохов, Пол Лайтфут, Соль Леон, Жан-Кристоф Майо, Пьер Лакотт — все они ставили в Большом (не беру самое последнее время, когда из-за пандемии и других событий ситуация изменилась). У нас в афише есть все: от классического балета, причем его русского, французского, английского направлений, до современного танца.
Такого разнообразия стилей нет, на мой взгляд, ни в одной труппе мира. Такой возможности проявить себя, какая есть у танцовщиков в Большом, нет нигде. Наша балетная афиша — это потрясающая творческая палитра. Очень серьезную часть репертуара составляют великие спектакли Юрия Николаевича Григоровича, которые пользуются огромной любовью артистов и зрителей. Какие там потрясающие актерские работы у артистов нынешнего поколения! В том числе и у названного вами Цвирко, который танцует и Ивана Грозного, и Спартака.