— И который после возвращения из Будапешта поднялся на высшую ступень балетной иерархии — стал премьером. Значит, вы не обижаетесь на артистов, которые «засматриваются на сторону»...
— Это вообще глупость — обижаться на артистов. Просто они думают, что «там» лучше, и это их право — выбирать, они же свободные люди.
— Говоря о расширяющихся масштабах Большого, невозможно не вспомнить, что он в будущем выйдет за пределы Москвы — откроет филиал в Калининграде. Берете пример с Мариинского, который под руководством Валерия Гергиева уже открыл свои сцены во Владивостоке и Владикавказе?
— Построить филиал ГАБТа в Калининграде это идея государственная, а Большой в данном случае — исполнитель. Речь идет о масштабном государственном проекте. Не об открытии какой-то одной сцены ГАБТа, а об организации в четырех очень важных стратегических регионах России — Владивостоке, Севастополе, Калининграде и Кемерово — не просто дополнительных площадок, а филиалов ведущих культурных институций страны, культурных кластеров.
Государство решило сосредоточить очень серьезные финансовые средства, чтобы создать определенную культурную среду. Для этого нужны не только сцены, театры, но и учебные заведения, которые готовят кадры для них: музыкальные школы, училища, институты искусств. В разных местах состояние культурной среды разное. Где-то она значительная, непрерывно развивалась в течение многих поколений, а есть города, которые были разрушены во время Великой Отечественной войны, потом в них сильно сменилось население и естественное развитие культурной среды нарушилось. Поэтому создание культурных кластеров, подготовка самостоятельных творческих коллективов и кадров, а не просто площадок, куда будет привозить свои спектакли Большой, это очень важная идея.
— Владимир Георгиевич, а какие цели вы ставили себе в детстве, о чем мечтали?
— Мечтал быть артистом!
— Ваша семья связана с театром?
— Нет. Мама была инженером коммунального хозяйства (отец умер, когда мне было полтора года), одна поднимала четверых детей — я самый младший. Конечно, ей было очень тяжело. Мама была госслужащей, зарплата небольшая, и поэтому она постоянно брала подработку в бюро технической инвентаризации, составляла поэтажные планы. Чтобы ей помочь, в восьмом классе я пошел учиться в вечернюю школу и тоже начал ходить по квартирам с рулеткой. Зарабатывал по сто рублей в месяц — по тем временам это будь здоров...
Наша семья жила впятером в 16-метровой комнате в коммуналке. Когда несколько лет назад я был в Кирове, решил проведать свою первую квартиру. Нынешние жильцы меня пустили. Комната, которая в детстве виделась мне огромной, оказалась крошечной. Я не мог понять, как мы все там могли уместиться: спать, есть, готовить уроки?! Но в детстве мне казалось, что мы жили прекрасно...
В школе учился я неважно, особенно в первые пять классов. Самым любимым занятием для меня всегда было посещение театра. Сначала кукольного — благо его директор жил у нас в доме и бесплатно пускал меня на спектакли, а потом ТЮЗа и драматического. В итоге сам захотел стать артистом. На школьных праздниках декламировал стихи и даже снимался на местном телевидении, которое в Кирове только-только появилось. В одной телепостановке играл партизана, которого допрашивают фашисты, в другой двоечника-хулигана. Окончив восьмой класс, поехал в Горький и поступил там на актерское отделение театрального училища.