19 ноября 1711 года в селе Денисовка Архангельской губернии, в семье простого рыбака родился Михаил Васильевич Ломоносов. Гениальный ученый-естествоиспытатель, выдающийся государственный деятель, организатор народного образования в России и поэт, заложивший основы русского литературного языка.
Во времена юности Михаила Васильевича в России не было такой профессии – ученый, а высшее образование было нацелено на подготовку грамотных священнослужителей. Для этого в 1679 году в Москве был создан главный ВУЗ того времени — Славяно-греко-латинская академия. Куда и поступил Ломоносов в 1730 году, преодолев множество препятствий – начиная от расстояния, которое ему пришлось преодолеть, чтобы попасть в Москву, и до того факта, что учиться в академии в то время могли только дети дворян.
Судьба Михаила Васильевича была настолько необычной, что обросла легендами! Представляете, он добрался в Москву от Белого моря практически пешком! Вот что значит настоящая жажда знаний!
В Москву Ломоносов прибыл вместе с земляками, торговавшими рыбой. Вероятно, он сам был членом этой рыболовецкой артели.
Стоит отметить, что в первые годы обучения Ломоносов не делал попыток получить светское образование. После Славяно-греко-латинской академии он продолжил обучение в Киево-Могилянской, откуда вышло много видных иерархов Русской православной церкви.
В 1725 году по указу Петра I в Санкт-Петербурге была учреждена российская Академия наук. Работать туда пригласили известных западных профессоров и ученых. Отечественных кадров для работы не было, зато при Академии были открыты гимназия и университет для их подготовки. Но к моменту поступления Ломоносова про Академию наук еще мало кто слышал.
Только в 1735 году Ломоносова в числе лучших учеников направили на учебу Санкт-Петербург, в университет при Академии наук. А оттуда — совершенствовать знания в Германию. Там и произошло его окончательное становление как ученого.
Химия, физика, астрономия, искусство… Михаил Васильевич обладал такими способностями, что разбирался практически во всем!
Многие считают основной заслугой Ломоносова создание отечественной стеклодувной промышленности. Но это, конечно, не всё. Именно он обнаружил наличие атмосферы на Венере, создал чертежи, по которым построили лабораторию в Академии наук, указал на электронную природу северных сияний, открыл закон сохранения материи… А в 1755 году благодаря деятельности выдающегося ученого был основан Московский университет.
Всех достижений даже не перечислить! И сделал это всего один человек! Невероятно!
Современникам Михаил Васильевич был также известен как литератор. Но его стихи не были популярными. Признавая Михаила Васильевича великим ученым, А.С. Пушкин критиковал его поэзию: «В Ломоносове нет ни чувства, ни воображения. Оды его, писанные по образцу тогдашних немецких стихотворцев, давно уже забытых в самой Германии, утомительны и надуты» и «Ломоносов сам не дорожил своею поэзией и гораздо более заботился о своих химических опытах, нежели о должностных одах на высокоторжественный день тезоименитства и проч. Зато с каким жаром говорит он о науках, о просвещении!».
Оды, по всей видимости, были любимым поэтическим жанром Ломоносова. Торжественность, пафос, пышные метафоры он считал «высокими и великолепными» и неутомимо славил в своих произведениях русский народ, науку и монархов. С последними, кстати, он не раз попадал в неудобные и даже опасные для жизни ситуации. К примеру, оды, написанные им в честь рождения императора-младенца Ивана VI, стали для него источником огромного беспокойства, когда тот был низвергнут дочкой Петра I Елизаветой.
Все произведения, в которых упоминалось имя Ивана, было приказано уничтожить, а их авторам грозила смертная казнь. Ученый спешно скупал, где только возможно, экземпляры и сам их сжигал! Зато после написания од для императрицы Елизаветы дела у поэта пошли гораздо лучше.
Ломоносов внес огромный вклад в процветание науки, опережая свое время, и продвинул научную мысль далеко вперед: по пути прогресса и просвещения.
Закончим рассказ о Михаиле Васильевиче также словами Пушкина: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым университетом».