Изучать приемы запоминания полезно в любом возрасте. Помимо учебы, умение быстро систематизировать, хранить и воспроизводить нужную информацию имеет значение и для повседневной жизни. Этот навык поможет не только выучить параграф учебника или теорему, но и не забыть важные даты, адреса и номера. Умение запоминать нужное позволяет лучше выполнять свои обязанности и оставаться организованными.
Прежде чем приступить к обучению, необходимо сконцентрироваться. Сведите к минимуму отвлекающие факторы!
Создание визуальных связей
Это метод предполагает ассоциацию информации с мысленным образом. Он поможет сохранить данные и вспомнить их позже. Предложите детям создать в уме картину того, что они только что прочитали или услышали. Например, предположим, что вы попросили своего ребенка накрыть стол на пять человек и самостоятельно разложить всё необходимое.
Теперь предложите представить, как должна выглядеть схема рассадки, а затем изобразить ее. По мере того, как дети будут совершенствоваться в визуализации, они смогут научиться мысленно описывать изображение, не прибегая к тому, чтобы рисовать его на бумаге.
От яркости мысленного образа будет зависеть, насколько легко вы вспомните связанные с ним данные.
Этот метод особенно полезен для запоминания имен: вы можете ассоциировать определенные изображения со звучанием.
А «капля юмора», добавленная в мысленный образ, усилит запоминание еще больше!
Поскольку эта техника требует творческих способностей и образной памяти, дети легко ее освоят, ведь они практически все любят фантазировать и представлять разные картинки. А еще создание визуальных связей активирует и задействует различные части мозга, поддерживая его здоровье и функционирование.
Система Лейтнера
Себастьян Лейтнер, немецкий научный журналист, создал метод изучения карточек для более эффективного обучения. В основе системы Лейтнера лежит концепция интервального повторения.
Вместо того, чтобы пытаться «вбить» информацию в мозг за один раз, интервальное повторение учит распределять ее по периодам времени.
В рамках системы Лейтнера учащиеся посвящают разные периоды времени изучению определенных карточек и концепций в зависимости от собственных потребностей.
Чтобы начать работу с системой Лейтнера, вам нужно сделать три вещи:
1) Сделайте себе цифровые или бумажные карточки (по одной карточке на тему/вопрос/билет/параграф)
2) Создайте три цифровые папки или картонные коробки с указанием периодов времени обучения (например, Коробка 1 — для карточек, которые нужно просматривать каждый день; Коробка 2 — для карточек, которые нужно просматривать через день; Коробка 3 – раз в неделю).
3) Добавьте время занятий в свой календарь
А теперь распределите темы. Каждая карточка в Коробке 1 содержит информацию, которую необходимо выучить или которая наиболее сложна, с ними нужно заниматься регулярно. С карточками из Коробки 2 ребенок лучше знаком, поэтому ему не придется просматривать их так часто, но эту информацию нужно повторять периодически.
В Коробке 3 будет уже изученная информация, которую следует освежать лишь время от времени.
По мере изучения карточек из Коробки 1, перекладывайте их в Коробки 2 и 3.
Занимайтесь ежедневно, пока все карточки не окажутся в последней коробке!
Мнемотехника
Мнемотехника – это стратегии, используемые для улучшения памяти. Их часто преподают в школе, чтобы помочь учащимся усваивать и запоминать большой объем информации. Идея в том, чтобы сформировать ассоциации, которые связывают знакомую информацию с новыми деталями. Наиболее часто этот метод используется для изучения иностранных языков, но его можно применять и в других областях. Существует множество различных типов мнемоники: в виде песен, аббревиатур, созвучий, рифм и другие.
Каждому известны буквенные коды, которые помогают запоминать падежи или цвета радуги: «Каждый Охотник Желает Знать…» — это тоже мнемотехника!
Стиль обучения ребенка может определить ту технику запоминания, которая подойдет ему лучше всего. Более того, тип информации, которую нужно выучить, и доступное время также сориентируют вас в выборе подходящего метода.
Экспериментируйте и выбирайте технику, которая подойдет именно вам! Запоминание может быть очень увлекательным!