Этот материал нам помогли готовить детский нейропсихолог, руководитель центра детской нейропсихологии и семейного консультирования «Гавань» Кристина Горбачева и герои мультсериала «Команда «Матч». Мы узнаем, что скрывается под понятием «бодипозитив» и как он влияет на наших детей.
Бодипозитив – это абсолютное состояние комфорта от пребывания в своем теле как во внешней оболочке.
Так здорово, когда ощущаешь, что ты себе нравишься вне зависимости от того, что говорят другие!
Бодипозитив — это больше, чем быть довольным своим отражением в зеркале, это еще и про внутреннее чувство собственного достоинства, самоуважения и принятия себя, потому что образ тела связан с психическим здоровьем и благополучием.
То, как мы воспринимаем свою внешность, влияет на многое! Задумайтесь, это может отразиться на нашем отношении к еде, спорту, одежде и многому другому!
Сейчас достаточно часто понятие «бодипозитив» оборачивают в ту сторону, которая выгодна людям, транслирующим те или иные вещи. Наша задача как родителей — вырастить детей счастливыми и здоровыми. Всем известна фраза: «В здоровом теле – здоровый дух!», и это действительно так. Хочется раскрыть понятие «бодипозитив» именно с этой стороны.
Урок 1 – грамотно подбирайте физическую активность и среду для развития ребенка
Я думаю, ни для кого не секрет, что существуют разные типы телосложения: худощавые астеники и другие, более крупные. Представим себе, что мы – родители девочки с достаточно крепким телосложением. Тут любое неосторожное слово может отложиться глубоко на подсознании, и в дальнейшем она будет недовольна своей внешностью. Хотя в данном случае она не может ничего изменить. Подбирайте физическую активность, исходя из телосложения. Не нужно крепко сложенную девочку с широкой костью отдавать в балет, это не то место, где она будет чувствовать себя комфортно. Наша задача – адекватно оценивать своего ребенка, видеть, какие у него есть особенности и предрасположенности, и находить среду, в которой ребенок будет гармонично расти, развиваться и раскрывать красоту своего тела.
Урок 2 – станьте примером
Правильное питание, регулярная физическая активность (это необязательно должен быть большой спорт: пешие прогулки, езда на велосипеде, коньки и лыжи отлично подойдут) будут для ребенка стимулом вести здоровый образ жизни. Для родителей очень важно моделировать отношение к своему телу, а также к еде и спорту.
Урок 3 – позвольте себе быть неидеальными
Показывайте детям, что в зависимости от твоего состояния он может вести себя по-разному с вами и с тем, что его окружает. Например, если ты устал, ты можешь просто прилечь отдохнуть. Научите ребенка свободно говорить о своей неуверенности и убедитесь, что фильмы, книги и все, что смотрит ваш ребенок, демонстрируют разнообразие во внешности, включая форму и размер тела. Будьте внимательны к тому, как ваш ребенок говорит о своей внешности, форме и размерах тела, еде или диетах.
Важно понять, что мы не должны соответствовать представлениям общества о том, каким должно быть идеальное тело!
Мы живем во время обилия фильтров и программ по типу фотошопа. Ребенок не может оценить все, что он видит, критически, и осознать, что эти картинки на самом деле нереальные. Пик сложностей касаемо позитивного отношения к своему телу наступает в подростковом возрасте, и именно в этот период могут проявляться какие-то недостатки внешности. Показывайте реальную жизнь и себя неидеальных, можно даже обращать на это внимание. Например: «Посмотри, я поела на ночь соленого — и утром появился отек на лице!». Тут ребенок будет выводить причинно-следственные связи: если поел чего-то вредного, это может сказаться на внешности. Так мы прививаем основы правильного питания и здорового образа жизни и снижаем градус напряжения. Если показывать детям неидеальность этого мира, они будут проще относиться и к своей внешности.
Иногда нам может что-то не нравиться во внешности, но нужно помнить, что не стоит осуждать себя. И важную роль в этом может сыграть поддержка родителей и друзей!
Урок 4 – произносите аффирмации
Позитивные утверждения (аффирмации) – то, что родители обязательно должны транслировать ребенку касаемо его внешности. Абсолютно у каждого есть что-то классное: густые волосы, веснушки, ровные белые зубы, красивые зеленые глаза – это именно те моменты, на которых нужно делать акцент. Подходите к ребенку, когда он стоит перед зеркалом и говорите эти позитивные утверждения, глядя ему в глаза в отражение: «Посмотри, как солнышко поцеловало тебя, и у тебя появились веснушки!», «Какие у тебя красивые глаза и выразительные брови!» Именно такие аффирмации, сказанные родителем в адрес своего ребенка, могут стать внутренним голосом для подростка.
Урок 5 – ведите дневник благодарности
Ведение дневника благодарности себе и своему телу – отличный инструмент для того, чтобы начать ценить свое тело. «Я благодарю свое тело за то, что на физкультуре прибежал первым» или «Я благодарю свое тело за то, что сегодня я не сделал ничего важного, но отдохнул и набрался сил» — первое время вам нужно будет подсказывать, какие записи можно сделать в дневнике.
Наше тело – не только внешняя оболочка, но и состояние внутренних органов, баланс гормональной системы. Мы все понимаем, что существуют разные болезни, из-за которых люди, в силу малой подвижности, набирают вес. Это нужно обсуждать с детьми. Быть разными – это нормально, это прекрасно. Но в то же время родители не должны пропагандировать деградацию: есть все, что хочется, включая «пищевой мусор», чувствовать себя плохо – это не про бодипозитив. Конечно, никто не имеет права говорить, что вы или ваш ребенок какой-то не такой. Но родитель должен ценить своих детей и закладывать здоровые убеждения. До 7 лет у ребенка нет критического мышления: все, что говорит родитель, воспринимается как истина. Наша задача заложить те мысли и установки, которые ваш ребенок потом заберет с собой в жизнь и будет транслировать.
Иногда люди осуждают нашу внешность не потому, что мы им не нравимся. Они просто могут быть не в настроении или недовольны собой. Не стоит принимать это близко к сердцу! Помните: если внутри вас радость, вы будете излучать ее!