Этот материал нам помогли подготовить Валентина Красникова — мама 17 детей, общественный деятель, автор тренингов и книг, основательница Школы «МегаМамы», женский коуч, эксперт федеральных каналов, и герои мультсериала «Команда «МАТЧ» Лев Борисович, Гена и Лена. Сегодня мы попытаемся разобраться, какие могут быть причины у лени и как заинтересовать детей вести активную жизнь и развиваться.
Если детям не хватает стремления что-то сделать или довести начатое до конца, это может стать проблемой. Сложно смириться с тем, что, будучи малышом, ребенок упорно учился ходить, говорить, интересовался всем на свете, а с возрастом почти все свое время проводит со смартфоном, спит до полудня и ничего не делает. Нередко родители сетуют на нежелание ребенка учиться, заниматься спортом, читать и помогать по дому.
Как же обидно, когда даже самые умные и способные ребята не стремятся найти себе полезное применение и не задумываются о будущем!
Хватит бездельничать! Давайте попрощаемся с ленью!
Ребенок по своей природе очень активен, полон энергии и жажды познания. Однако часто родители выражают недовольство своими детьми, упрекая в лени. «Убери игрушки!», «Сделай уроки!», «Помой за собой посуду!» — фразы, которые каждый родитель повторяет как мантру, но это ничего не меняет. На самом деле в основе детской лени лежат разные причины, и, чтобы эффективно бороться с ней, важно сначала определить ее источники. Начните с наблюдения: какая активность вызывает у ребенка сопротивление? Если мы говорим о дошкольнике или младшем школьнике, возможно, он испытывает страх перед неудачами или попросту не понимает задачу. Если речь идет о выпускнике, то есть вероятность, что он не видит перспективы своих действий, не имеет мотивации и внутренней дисциплины.
Чтобы побороть лень у ребенка любого возраста, необходимо придерживаться нескольких правил.
Нужен баланс между знаниями и воспитанием, наличие ценностных ориентиров. Они позволят ребенку не просто существовать, а жить и стремиться к чему-то большему, чем бесконечное пролистывание ленты социальных сетей.
На самом деле бесцельное «зависание» в телефоне не приносит никакой пользы… Прокручиваешь ленту, а время-то идет!
Кроме наблюдения, выяснить причины детской лени поможет беседа. Поговорите с ребенком о том, что для него важно, помогите осознать свои возможности, составьте план по достижению целей и помогите следовать ему. Также важно на своем примере демонстрировать поведение, которое ведет к достижениям, станьте успешной ролевой моделью для своего ребенка. Расскажите ребенку о важности выполнения определенных задач, покажите перспективы. Здесь вам на помощь придет моя авторская методика «Я могу, я смогу, я смог». На этапе «Я могу» важно зафиксировать все ресурсы и умения, которыми ребенок уже располагает. На этапе «Я смогу» нужно, согласно умениям и желаниям ребенка, наметить реальные цели, а также приступить к их выполнению. А на этапе «Я смог» важно обозначить достижения и поставить новые цели. Когда ребенок понимает, что и зачем ему нужно делать, и стремится к достижению важной для него цели, от лени не остается и следа.
Я все смогу, у меня все получится! Если я встану с дивана, конечно…
Гена, а помнишь, как ты ежедневно тренировался к отборочным на Зверокубок?
Конечно, у меня же была цель! Подготовиться и пройти отборочные! А-а-а, понял. Цель – вот что помогает встать с дивана!
Зачастую лень у ребенка становится результатом того, что в погоне за успехами в учебе родители забывают о воспитании. Важно понять, что образование не заменит моральные ориентиры и ценности, которые формируют личность, создают характер. Только твердая внутренняя опора поможет преодолеть лень и трудности, не потерять веру в себя, столкнувшись с неудачами. Не удалось — это еще не конец! Главное — сделать выводы и двигаться вперед.
Многочисленные неудачи или разочарования могут действительно расстроить ребенка и подорвать веру в себя.
Когда ничего не получается, так легко вообще перестать пытаться!
Один из лучших способов избавиться от лени у детей — установить правила и ожидания. Если ребенок знает, чего от него ждут, он с большей вероятностью будет мотивирован это сделать. Убедитесь, что ваши правила разумны, достижимы, соответствуют возрастным возможностям ребенка и что вы и сами последовательно их соблюдаете.
Не забывайте хвалить за достижения, пусть даже маленькие!
Если мы говорим о маленьком ребенке, то причиной его бездействия, вероятно, является непонимание процесса выполнения той или иной задачи. Тогда нужно помочь ему обрести необходимый навык. Для этого сначала сами покажите, как вы это делаете, затем сделайте вместе, а после — пусть ребенок сделает сам. И вы увидите, как он заинтересуется процессом и будет горд результатом. Если речь о подростке, не стоит силой и скандалами навязывать ему занятия, которые считаются безусловно полезными. Чтобы понять, чего он хочет на самом деле, понаблюдайте за ним, когда вам кажется, что он ничего не делает. В эти моменты он занимается тем, что действительно его увлекает. В отсутствие контроля и давления со стороны взрослых в нем пробуждаются искренние интересы и увлечения, проявляется его личность. Это ключ к тому, как найти подход к подростку, конечно, при условии, что он в это время не «залипает» на смешные видео в социальных сетях.
Дети, которые изучают что-то новое, обычно менее ленивы, чем те, кто этого не делает. Поэтому предоставьте им возможность приобрести новые навыки и знания, будь то в школе, на внеклассных мероприятиях или просто в повседневной жизни. Это будет поддерживать их активность и занятость, а также поможет им сохранять мотивацию.
Для обучения можно использовать Интернет, там тоже много всего интересного и полезного!
Позвольте ребенку самостоятельно решать некоторые задачи, так он почувствует себя ответственным, взрослым и с большей охотой завершит начатое. Помогите ему научиться заботиться о себе и своих вещах и убедитесь, что он понимает последствия своих действий.
Если я забыл вытащить форму из сумки после тренировки, она не попадет в стирку… Упс, кажется, к следующему занятию у меня могут быть проблемы!
Помогите детям осознать, как их выбор влияет на других. Когда они видят, как их лень сказывается на окружающих, они с большей вероятностью попытаются исправить проблему. Например, вы можете сказать, что у вас не будет достаточно денег, чтобы купить новые игрушки или пойти в кафе, если вместо того, чтобы работать, вы будете делать за них дела по дому.
Аргумент принят!
Не последнюю роль в поведении ребенка играет атмосфера в семье. Дети копируют действия и перенимают установки родителей, формируя свои собственные модели взаимодействия с окружающим миром. Когда в семье царит спокойная обстановка, где поощряются трудолюбие, уважение и поддержка, ребенок следует этим ценностям. Он учится справляться с препятствиями, зная, что труд и настойчивость ведут к успеху. С другой стороны, в условиях недостатка эмоционального тепла и позитивного примера в поведении ребенка начинает доминировать апатия, лень и чувство безысходности. Постоянные конфликты и напряженные взаимоотношения создают атмосферу страха и неопределенности, которая препятствует развитию здоровой самооценки и мотивации к действию.
Кстати, я читала, что дети, которые занимаются спортом и другой физической активностью, менее склонны к лени. Поэтому не ленитесь и не пропускайте тренировки – как мы, участники команды «МАТЧ»!