Многие из повседневных действий связаны с использованием мелкой моторики. Это включает в себя объединенные усилия между пальцами, руками и глазами и называется зрительно-моторной координацией. Начиная с хватания погремушки и далее, у детей развиваются все более сложные навыки различных движений и действий, такие как использование ножниц, столовых приборов и даже игра на музыкальных инструментах.
Пальчики должны работать слаженно! Это позволит разборчиво писать, переворачивать странички в книге и нажимать на кнопочки.
Способность захватывать предметы и манипулировать ими, использовать обе руки для выполнения задачи или взять что-либо только пальцами, а не всей рукой – вот для чего нужна мелкая моторика.
Хотя все дети развиваются с разной скоростью, наличие приблизительного графика будет полезным и поможет родителям лучше понимать прогресс своего малыша.
Ниже приведены лишь несколько примеров развития мелкой моторики, которые обычно проявляются на разных этапах жизни ребенка.
От рождения до года
В течение первого года жизни у малыша разовьется ряд навыков мелкой моторики. Например, новорожденный обычно имеет примитивный хват рукой, а к двум месяцам он уже может захватывать погремушку, когда ее кладут ему в ручку. В 3 месяца ребенок уже вовсю использует руки, чтобы замахиваться и «стучать» по объектам, следит за движением игрушки и подносит свои кулачки ко рту. В возрасте от 3 до 6 месяцев малыш начинает перекладывать предметы из одной руки в другую, держит ручки вместе перед собой, тянется к игрушкам обеими руками. К полугоду дети обычно держат один кубик двумя руками и сознательно трясут погремушкой. В 9 месяцев большинство младенцев демонстрируют загребающий захват и хват «пинцет» (когда малыш берет что-то большим и указательным пальцем), а к одному году они совершенствуют этот навык и могут держать бутылочку и бросать игрушки в миску. Также в этот период многие родители могут заметить, что малыш начинает отдавать предпочтение одной руке перед другой.
От 12 до 18 месяцев
В этот период идет бурный рост и развитие моторики – ребенок учится строить башенки из кубиков и уже уверенно может поставить два блока друг на друга. Малыш зачерпывает предметы ложкой и совочком, хлопает в ладоши, машет ручкой «до свидания» и пробует рисовать на бумаге.
От 18 месяцев до 2 лет
В 1,5 года ребенок может строить башню из 3-4 кубиков, открывает несильно закрытые коробки и разворачивает пакеты. Мелкая моторика в этом возрасте развита настолько, что ребенок переворачивает страницы в книге по одной за раз и уверенно играет с пирамидкой — надевает кольца на палочку.
2 года
Двухлетний малыш складывает высокую башню из кубиков высотой около 10 блоков. Кроха умеет самостоятельно мыть руки, застегивать и расстегивать крупные молнии. И охотно играет с пластилином.
3 года
Малыша, которому исполнилось 3 годика, можно познакомить с интересным занятием – оригами, ведь он уже может неплохо сгибать листы бумаги и мастерить простые поделки, повторяя за взрослым. Дети также учатся резать бумагу и могут сами одеваться, но все еще испытывают трудности с застегиванием пуговиц. По мере того, как дошкольники приближаются к своему четвертому дню рождения, они совершенствуют свои навыки рисования.
Рисунки не обязательно должны быть идеальными! Даже каракули отлично тренируют наши ручки!
4 года
Ребенок в 4 года одевается и раздевается без посторонней помощи и аккуратно пользуется вилкой и ложкой. Его творческие способности также развиваются: в рисунках появляется сюжет, а поделки становятся разнообразнее.
5 лет
Пятилетний ребенок умеет пользоваться ножницами и может вырезать круг. Он правильно держит карандаш и старается писать некоторые буквы или простые графические элементы маленького размера.
Навыки мелкой моторики вашего ребенка будут развиваться в ходе повседневных действий и во время игр, связанных с хватанием, удержанием и нажатием. По мере того, как ваш ребенок растет, улучшается и его мелкая моторика, он переходит к более «продвинутым» навыкам. Например, ему удается завязывать шнурки, застегивать пуговицы, писать свое имя и вставлять соломинку в коробку из-под сока.
Например, вы можете пригласить ребенка помочь на кухне: накрыть на стол, насыпать крупу в кастрюлю или налить воду в стаканы.
Как видите, для развития мелкой моторики вам даже не нужно ничего придумывать и покупать дорогие игрушки — большинство детей могут практиковать и улучшать свои навыки с помощью игр и обычных повседневных действий.