Этот материал нам помогли готовить старший преподаватель кафедры логопедии Института специального образования и психологии МГПУ Ксения Тюлина и герои мультсериала «Команда Матч» — Рон, Агата и Берта. Мы узнаем, в каком возрасте и при каких проблемах необходимо обратиться к логопеду. В работу специалиста входит не только выявление и исправление нарушений речи, но и развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики и т. д.
Логопед – очень важная и нужная профессия! Он решает проблемы, связанные с речью и звуками: например, трудности с произношением и/или сочетанием звуков в словах и предложениях, проблемы с использованием слов и предложений для выражения мыслей, работает с заиканием, охриплостью и одышкой при разговоре.
Малыши часто неправильно произносят слова, когда учатся говорить. Они изучают различные способы использования языка, зубов и губ для произношения звуков, а также узнают, как складывать слова в предложения.
Вспомните, как кроха учится ходить… Сначала он неустойчив, шатается, но после ежедневной практики, становится быстрым и ловким! Та же история и с развитием речи.
Сначала ваш малыш может говорить не очень четко или использовать мало слов, но после продолжительной практики его речь должна улучшиться. Если речь вашего малыша не прогрессирует, это может указывать на необходимость посещения логопеда.
Если ребенок в возрасте с года до полутора лет не реагирует на свое имя, скудно лепечет, если у него отсутствует указательный жест и понимание обращенной к нему речи (в том числе восприятие таких простых фраз как: «покажи, где Ляля») – это повод посетить логопеда.
Убедитесь, что речь вашего малыша со временем улучшается. Если вы не видите улучшения речи из месяца в месяц, возможно, пришло время обратиться за советом к логопеду.
Обычно при работе специалист в первую очередь опирается на возрастные особенности. Ниже приведены основные пункты, на которые родители должны ориентироваться, собираясь обратиться к специалисту.
2 – 2,5 года: ребенок не произносит простые фразы (из 2-3 слов), у него ограниченное понимание обращенной речи (пример: покажи где собачка кушает, покажи где собачка сидит).
3 – 4 года: ребенок не говорит сложные фразы, делает большое количество грамматических ошибок в предложениях (например: папа пошлА; собачка сидит на стол и т.д.).
5 – 6 лет: ребенок не произносит и/или заменяет звуки (шипящие, свистящие, сонорные звуки). Пример: шуба – суба, самолет – шамолет, лампочка – вампочка, рука – лука и т.д.
Не нужно терять драгоценное время и, тем более, бояться. Своевременные занятия со специалистом, работа дома быстро решат проблемы и обеспечат вашему ребенку комфортную коммуникацию в будущем.
В любом возрасте я рекомендую обратиться к специалисту при:
- заикании
- наличии стереотипных движений (любое бесцельное повторяющееся движение, звуки или слова)
- наличии эхолалий (ребенок вместо ответа на вопрос, повторяет сам вопрос. Например, вы спросили: «Как тебя зовут?» И он не отвечает, а повторяет: «Как тебя зовут?»)
- отсутствии взгляда в глаза собеседнику
- пищевой избирательности
- агрессивном и самоповреждающем поведении
Когда вы не можете понимать или говорить четко, вам трудно добиться успеха в школе, на тренировке или в игре! Поэтому вовремя обратиться за помощью к логопеду – лучшее решение! Скорее всего, буквально через несколько занятий вы заметите улучшения и вам станет намного легче играть и общаться!