Речь ребенка в полтора года развивается очень быстро, буквально с каждым месяцем становясь все более разборчивой и пополняясь новыми словами. В этом возрасте дети хорошо понимают, о чем говорят им родители, но самим говорить фразами и предложениями им пока сложно в силу недостаточной сформированности речевого аппарата.
Словарь
На этом этапе пассивный словарь, то есть слова, которые дети понимают, но пока еще не могут произнести, обогащается за счет знакомства с окружающими предметами и объектами, их цветом и свойствами. Старайтесь каждое свое действие комментировать и сопровождать описанием, чтобы малыш запоминал новые слова и выстраивал первые причинно-следственные связи.
Называйте один и тот же предмет одинаково, чтобы у ребенка не создавалось путаницы в понятиях. Например, всегда называйте кошку кошкой, а не кисой, а помидор — помидором, а не томатом.
Активный словарь, то есть слова, которые ребенок употребляет в речи, в этом возрасте составляет около 20-30 слов. Артикуляционный аппарат уже готов к произнесению более сложных речевых конструкций, чем простой лепет. Ребенок постоянно практикует говорение, но чаще всего речь малыша понятна только близким.
Если в этом возрасте много внимания уделять развитию речи ребенка и его пассивному словарному запасу, то ближе к двум годам произойдет заметный скачок — интенсивное развитие активного словаря ребенка. Создавайте ситуации, в которых малыш будет вынужден заговорить, и поощряйте инициативу.
Строй речи
В возрасте полутора лет дети уже могут сложить простейшие предложения из двух, а иногда и трех знакомых слов: «мама, дай», «где би-би» (машина), «папе бо-бо» (больно). Малышу пока сложно употреблять предлоги, а вот глаголы, наречия (тут, там) и личные местоимения (я, ты, он) появляются в речи все чаще. Вопросительные предложения ребенок строит только за счет интонации.
Звукопроизношение
С полутора лет дети начинают более активно подражать речи взрослых, пытаются имитировать их произношение и интонацию. Поэтому очень важно не «сюсюкать» и не разговаривать на «детском» языке, а четко и грамотно произносить отдельные слова, чтобы ребенок запоминал их правильное звуковое воспроизведение. К этому возрасту детям обычно уже хорошо даются все гласные звуки, а вот с согласными могут быть сложности, особенно если они идут подряд в одном слове.
Книги с крупными картинками хорошо стимулируют речь ребенка. Читайте детям стихи и сказки, обсуждайте иллюстрации. Это закрепит у них верное звукопроизношение слов и будет способствовать развитию отделов мозга, отвечающих за память и воображение.
К полутора годам ваш ребенок уже может научиться:
- Показывать на картинке знакомые предметы и объекты и называть их
- Отвечать на простые вопросы, например «где машинка?»
- Показывать и называть знакомые части тела
- Различать и говорить названия нескольких цветов
- Выполнять простейшие поручения из двух действий, например, принести игрушку и положить ее в корзину
Помните, что каждый ребенок развивается в своем темпе и все нормы достаточно условны. Совсем скоро малыш порадует вас своими речевыми успехами!