Большинство малышей очень любят слушать сказки и разные истории. Но как же побудить их к пересказу?
Это может быть история, которую вы только что прочитали, или рассказ, который уже хорошо знаком. Но большинство детей все равно предпочтут дать односложный ответ или рассказать весь сюжет в двух предложениях. Можно ли с этим справиться? Конечно же, да!
С помощью пересказа малыши отрабатывают важные навыки понимания и усвоения информации, в том числе:
- Определение ключевых деталей сюжета
- Понимание структуры текста
- Формулирование выводов и основной идеи
Пересказ – это короткий и последовательный метод, который дети могут использовать, чтобы вспомнить, упорядочить и обобщить текст.
По мере того, как речь детей развивается, к 4-5 годам, они могут следовать более сложным указаниям, рассказывать все о том, что они делают, придумывать истории, внимательно слушать и говорить, что будет дальше в знакомом сюжете. Их предложения включают в себя четыре и более слов, а словарный запас продолжает расти. Речь должна быть полностью понятной, хотя все еще могут наблюдаться некоторые ошибки .
Дайте детям возможность познакомиться с различными типами текстов. Не ограничивайтесь художественными: стихами, сказками и другими. Покажите им газетные статьи, рекламные объявления, сводки погоды, рецепты, инструкции и энциклопедии.
Я с удовольствием рассказываю, что делала на прогулке! Ой! А это ведь тоже пересказ!
Если ребенок не любит книги, он может пересказать что-то, что видел по телевизору, или описать событие, где он недавно принимал участие.
Цель состоит в том, чтобы побудить детей запоминать информацию и научиться проговаривать ее в деталях, тем самым увеличивая словарный запас и улучшая речь.
Прочитайте ребенку историю и в конце задайте вопросы. Попробуйте смешать вопросы, которые вы задаете: спрашивайте так, чтобы на некоторые можно было дать быстрые и короткие ответы, а на другие – более развернутые. Попросите ребенка написать, нарисовать или рассказать вам о трех вещах, которые он запомнил из этой истории.
Я люблю пересказывать, рассматривая картинки! Они такие мисольные!
Если дети «мысленно организуют» части истории, им будет легче ее пересказывать. Вы можете научить их думать о начале, середине и конце, а также попросить нарисовать или раскрасить картинку для каждой части. Со временем начинайте задавать более сложные вопросы, такие как «Что бы ты сделал на месте героя?» или «Как ты думаешь, почему герой так поступил?».
Позвольте детям практиковаться в пересказе с учетом их индивидуальных предпочтений. Наберитесь терпения – навык пересказа дается не сразу, малышу нужно время, чтобы научиться систематизировать информацию в голове и последовательно ее излагать. Зато потом ваш ребенок будет говорить грамотно и красиво!