«Лунатики», «Блондинка» и Роман Михайлов: фильмы первого (и последнего) фестиваля «Выборг» – от худшего к лучшему

Последнего — потому что он вновь называется «Окно в Европу». Вот так бывает!
Иван Афанасьев
|
12 Августа 2023
«Лунатики» фото
«Лунатики»
Фото: Кадр из фильма

«Осьминог» (реж. Алексей Степанов)

«Осьминог» фото
«Осьминог»
Фото: Кадр из фильма

Герметичный то ли триллер, то ли комедия, то ли непонятно что о популярном психологе, который собирает у себя четырех женщин для группового тренинга, но сам оказывается по уши в проблемах. Даниил Воробьев играет штук 10 ролей за раз, перевоплощаясь в разных персонажей, и делает это одинаково плохо — это надо было постараться. Остальные актеры тоже разыгрывают какой-то горячечный бред сумасшедшего про психотравмы, заговоры и сексуальные фантазии.

«Одним днем» (реж. Стас Иванов) — спецприз жюри + приз критиков

«Одним днем» фото
«Одним днем»
Фото: Кадр из фильма

Владелец икорного бизнеса отправляется в деревню к родителям и оказывается втянут в борьбу за жизнь девушки с фамилией Родина, которую третируют местные гопники. Да, вы правильно все поняли, это метафора — а теперь представьте себе, что «Груз 200» решил снять Эмир Кустурица, который смотрел из кино лишь «Горько!». Примерно такими эпитетами только и можно описать непонятно за что награжденный фильм режиссера отличных сериалов «ЮЗЗЗ» и «Немцы».

«Лунатики» (реж. Юрий Мороз) — приз за лучший сценарий

«Лунатики» фото
«Лунатики»
Фото: Кадр из фильма

Жюри в этом году на «Окне в Европу» (да, именно так — его уже переименовали обратно из «Выборга») работало весьма странно. Можно, конечно, увидеть какой-то невероятный сценарий в этой странной истории про богатую женщину, решившую радикально вылечить сына-наркомана при помощи погружения в искусственную кому. Или высказывание о безволии людей — но проще всего увидеть претенциозную, странно смонтированную и плохо сыгранную пустышку.

«Схватка» (реж. Никандр Федоров) — особое упоминание

«Схватка» фото
«Схватка»
Фото: Кадр из фильма

И у якутского кино бывают осечки. Спортивный байопик о знаменитом борце Вячеславе Карпове (его играет сам режиссер), который должен был попасть на Олимпийские игры, но загремел в тюрьму, не то чтобы плох — он просто настолько штампованный и скучно сделанный, что по ходу дела так и не находится причины за что-то его полюбить или хотя бы заинтересоваться им. Плюс странный вайб спортивных советских драм из 1970-х — кажется, одной из самых бесполезных категорий кино в нашем искусстве.

«Первое лето» (реж. Сергей Илютин) — лучшая мужская роль

«Первое лето» фото
«Первое лето»
Фото: Кадр из фильма

Драма про лето 2004 года в деревне на Волге, когда юный Сашка влюбляется в местную девочку, спасает жизнь козы, а потом сам оказывается в ситуации, угрожающей его жизни. Странный микс из «14+», «Мир! Дружба! Жвачка!» и практически «Брата», который не может понять, что он такое — история о любви, криминальная драма или coming age, перетекая из одного жанра в другой. Не совсем ужасное кино, но и хвататься в нем как будто не за что. Ну да, Тимофей Кочнев из «Пищеблока» в своей первой главной роли хорош, но и только.

«Блондинка» (реж. Павел Мирзоев)

«Блондинка» фото
«Блондинка»
Фото: Кадр из фильма

И снова уход в прошлое — на этот раз в стилистику 1960-х. Экранизация произведения классика советского кино и театра Александра Володина («Осенний марафон»), снятая Павлом Мирзоевым, сыном Владимира Мирзоева («Топи») — об актрисе, которая влюблена в режиссера-козла, что оставляет ее и труппу после того, как их театр выгоняют на улицу. Актрису, пышущую вайбами фильмов периода «оттепели», играет Дарья Жовнер из «Тесноты» — роль прекрасная, но сам фильм местами слишком формалистичен и театрален.

«Нина» (реж. Оксана Бычкова) — приз Гильдии продюсеров России

«Нина» фото
«Нина»
Фото: Кадр из фильма

Новый фильм Оксаны Бычковой («Питер FM») о замужней женщине, которую играет Юлия Пересильд, что направляется в Тбилиси на встречу с умирающим бывшим возлюбленным — он тоже козел, и его тоже играет Евгений Цыганов. Красивая операторская работа, красивая Грузия, красивая главная героиня, красивое все — и, как часто бывает в фильмах Бычковой, не совсем понятно, что именно она хочет сказать. Правда, тут важен нюанс: фильм перемонтировали без участия автора, поэтому за неопределенность, возможно, стоит ругать не ее, а продюсеров.

«Лиссабон» (реж. Светлана Филиппова)

«Лиссабон» фото
«Лиссабон»
Фото: Кадр из фильма

История одного развода в черно-белых тонах, насыщенная драмой, юмором и легким абсурдом. Неудивительно, ведь спродюсировал фильм Алексей Федорченко — получилось на удивление яркое, несмотря на гамму, кино про внутренний подростковый бунт, который организовывает против родителей главный герой, 17-летний идеалист Иван. Автор этого текста тоже Иван и тоже идеалист, поэтому нельзя не сказать, что частенько фильм бывает затянут, а то и просто скучен. Но это, в целом, вполне красивое, эстетское и чувственное кино.

«Привет, мама» (реж. Иля Малахова) — лучшая женская роль

«Привет, мама» фото
«Привет, мама»
Фото: Кадр из фильма

Драма о двух сестрах, Кире и Вере: первая — красива, свободна и наслаждается своей жизнью с разными мужчинами. Вторая — устала воспитывать двух непослушных дочерей, бороться за жизнь и надеяться вновь встретить кого-то. Все меняет в их жизни необходимость разбираться с наследием матери, бросившей девочек еще в детстве. Здесь почти все кино на себе вытаскивает великолепная Дарья Савельева («Обычная женщина»), недаром получившая свой приз. Но и роль второй сестры — приземленный и очень органичный образ заколебавшейся молодой матери — тоже заслуживает внимания.

«Свет» (реж. Антон Коломеец) — лучший фильм + лучший актерский ансамбль + приз имени Армена Медведева

«Свет» фото
«Свет»
Фото: Кадр из фильма

Самая титулованная картина фестиваля, и неудивительно — это пронзительная, честная, временами тяжелая, но, в общем, жизнеутверждающая драма о работнице социальной службы, которая вынуждена вспоминать свое детство (да, снова привет 1970-м) в поисках ответов на вопросы. Елена Яковлева, которую многие заново вспомнили благодаря «Чебурашке», здесь как-то удивительно похожа, в лучшем смысле, на Инну Чурикову. Ее молодую версию играет Дарья Коныжева из «Праведника», и у нее были все шансы забрать приз за лучшую роль себе.

«Отпуск в октябре» (реж. Роман Михайлов)

«Отпуск в октябре» фото
«Отпуск в октябре»
Фото: Кадр из фильма

Как часто бывает, самый яркий фильм фестиваля остался вообще без наград — между тем культовая фигура российского авторского кино Роман Михайлов представляет уже четвертый фильм за два года (на подходе пятый). И прогрессирует с бешеной скоростью — без какой-либо поддержки государства. Киноманская мегаломания про актрису, попавшую на съемочную площадку очень странного болливудского мюзикла, убедительно доказывает: кино, конечно, основано на жизни, но жизнь, как выясняется, основана на кино едва ли не больше.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Гороскоп на неделю 23 — 29 сентября для всех знаков зодиака
Темп недели не назовешь высоким, но во всем остальном звезды вам благоприятствуют. Это хороший период для сосредоточенной, терпеливой работы, вам даже не составит особого труда подолгу сохранять концентрацию, чем ваш знак редко может похвастаться. Словом, не форсируйте события, но и не сбавляйте усилий — стабильное продвижение вперед вам гарантировано.

Гороскоп на неделю Телец




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Ирина Орлова
астролог