Он уже знает: какую пьесу возьмет, какие типажи ему нужны. Алла Константиновна умерла, когда мы учились на втором курсе. И я оказалась не у дел. Единственная из шести девчонок-однокурсниц. Сказать, что переживала, — ничего не сказать. Сил и энергии — через край, очень хочу играть, знаю как, а на роли, которые считаю своими, ставят других, мне же в учебных постановках достаются персонажи с одной-двумя репликами, а то и вовсе без них.
И вот четвертый курс. У нашей примадонны Иры Резниковой (зрители помнят ее по ролям любовниц в замечательных фильмах «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем и «Влюблен по собственному желанию» с Олегом Янковским) — главные роли в трех дипломных спектаклях, у «звезды номер два» Гали Борисовой — в двух, а все, что нашлось для меня, — пара второстепенных персонажей.
Я перестала спать, на нервной почве с ног до головы покрылась коростой. Взглянув по утрам в зеркало, принималась рыдать...
Не потерять веру в себя помогли два человека — учившийся на постановочном факультете Володя Лавинский, сын знаменитого скульптора Никиты Лавинского, и мама ведущего программы «Модный приговор» Александра Васильева Татьяна Ильинична — она преподавала сценическую речь на одном из младших курсов. Володька жил в мастерской отца, где постоянно собирались компании. Во время одного из междусобойчиков с участием студентов-мхатовцев Лавинский-младший заявил: «Самая талантливая девка на актерском — Яковлева». Разве могла я такое не оценить?! Из благодарности, можно сказать, и влюбилась.
Вскоре переехала в мастерскую, где сразу принялась создавать уют, стирала, гладила, накрывала на стол для позировавших Лавинскому-старшему знаменитых актеров, писателей. Одним из них был Фазиль Искандер, с которого Никита Антонович делал бронзовый бюст. Интереснейший человек, великолепный рассказчик. Сам Никита Антонович тоже был незаурядной личностью. Он удивительно походил на Владимира Маяковского. Многие были уверены: Лавинский — его сын. С мастером русского авангарда Антоном Лавинским и его женой художницей Елизаветой Лавинской знаменитого поэта связывали долгие дружеские отношения. Известно, что именно Антон Михайлович оформлял спектакль «Мистерия-буфф», который был поставлен по пьесе Маяковского в театре Мейерхольда. В прошлом году по телевидению показали документальный фильм, авторы которого нашли свидетельства, что отношения поэта с Елизаветой Лавинской дружбой не ограничивались.
Получается: мой Володя был внуком «певца революции»!
Рядом — мужчина, в которого страстно влюблена, общаюсь с интереснейшими людьми — казалось бы, живи и радуйся. А меня точили тяжкие мысли о пренебрежительном отношении преподавателей, о том, что никому из них не нужна и не интересна.
Однажды в коридоре меня остановила Татьяна Ильинична Васильева: «Таня, почему бы вам не показаться в «Ленкоме»? Захарову как раз нужна актриса вашей фактуры и темперамента».
И опять я готова была расплакаться от благодарности: одна из лучших педагогов увидела во мне способности и готова рекомендовать своему другу Захарову!
К тому времени «Ленком» уже выпустил легендарный спектакль «Тиль», на который рвалась вся Москва.
Худрук назначил дату просмотра, и я заметалась: что показывать? Предложила Галке Борисовой сыграть перед Марком Анатольевичем сцену из спектакля по пьесе Розова — она была у нас готова, а получив ее радостное согласие, бросилась учить отрывок из «Мадам Бовари» на языке оригинала. Преподаватель французского Галина Ивановна Трофименко уверяла, что у меня прекрасное произношение.
Сцена из спектакля впечатления на Захарова не произвела. По ее окончании, глядя на меня, Марк Анатольевич спросил: — А еще у вас что-нибудь есть?
— «Мадам Бовари» на французском.
— М-да-а, — протянул Захаров.