Мои родители прожили вместе долгую жизнь. Отец у нас был ходок по дамской части, мама об этом знала, периодически вспыхивали скандалы, ссоры. Потом мирились, их многое связывало. Все было сложно и вместе с тем просто, как у всех супружеских пар.
После войны на Ордынке еще некоторое время продолжалось относительное благоденствие. У нас даже появился маленький трофейный «опель». Алексей от него не отходил, именно на этом автомобильчике он учился вождению и стал страстным автомобилистом — вечно таскал домой какие-то запчасти. Но вскоре вышло постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград», репрессии коснулись и сатириков. Папу перестали печатать в «Крокодиле», а ведь он был одним из основателей этого журнала. Ему стало труднее кормить семью. Отцу разрешали выступать с чтением своих рассказов только в глухой провинции. Тогда и был продан рояль, а за ним все ценные книги...
Мой папа очень любил Алешу и воспитывал как родного сына. Единственным осложнением в их отношениях было то, что брат плохо учился в старших классах. Мама очень огорчалась, что Алеше не давались физика, химия и математика. Как-то на педсовете педагоги его песочили, и тут слово взяла учительница истории — Евгения Израилевна Капитонова. Она сказала фразу, которая стала пророческой: «Пройдут годы, и наша школа будет гордиться тем, что в ней учился Алексей Баталов».
К экзаменам в Школу-студию МХАТ Алешу готовил его родной отец, ведь он долгое время был помощником Станиславского. Поступив, брат сразу же стал отличником и получал именную стипендию Москвина.
Алексей женился раньше, чем стал актером. Учась в десятом классе, он зашел в кабинет папы и объявил, что хочет жениться. Отец внимательно посмотрел на «Митрофанушку» и спокойно сказал: «Хорошо, Алеша, только ты хотя бы школу окончи».
Ира Ротова была подругой детства брата. Ее отца, художника и карикатуриста Константина Ротова, посадили в лагерь — кто-то из коллег написал донос.
Ира вспоминала, что впервые увидела моего брата на даче, которую они снимали на Клязьме: «Вдруг калитка открылась и на настоящей белой лошади появился красивый мальчик. Он молча объехал нашу дачу и так же молча скрылся вдали». Ира была сражена. А потом оказалось, что белая лошадь — это старая водовозная кляча, причем слепая. А красивый мальчик — Алешка Баталов, чья семья жила на соседней улице. Вот что значит художественное воображение.