Таких проблем много, начиная с опозданий актеров. Сам я человек пунктуальный и просто зверею, если кто-то задерживается. Конечно, бывают форс-мажоры. Но когда человек постоянно, всегда опаздывает и всем приходится его ждать?! А на гастролях ведь из гостиницы в театр всех обычно везут одной машиной...
Гастроли все высвечивают. Однажды, в другом театральном проекте, за нами после спектакля пришли две легковые машины, но один актер отказался ждать партнеров и решил поехать в гостиницу один, а в оставшуюся машину все не помещались и кому-то нужно было ехать в автобусе с декорациями. Тогда мы решили отпустить автомобиль и вместе ехать на автобусе. А тот, что уехал, искренне считал, что он имеет право так сделать. Потом спрашивал: «Почему вы поехали на автобусе?» А как ему объяснить? Да и надо ли? Легко потерять доверие коллектива, а вернуть очень сложно.
Другой известный артист настолько сознавал свое величие, такая высоченная корона на голове у него была, что надо было дверные проемы выпиливать — иначе он не проходил. Шучу конечно. Он постоянно устраивал скандалы: почему не то, не это? Например организаторы гастролей всегда устраивают в гримерках буфет — чай, кофе, печенье, бутербродики с сыром и колбасой, чтобы артисты перед спектаклем или в антрактике перекусили. Так эта звезда все время была недовольна: «А почему нет буженины? Где молоко для кофе? Почему сливки не той процентности?»
Однажды, прознав про его щепетильность, организаторы устроили этому артисту и всей нашей команде шикарнейший стол. Хлеб — не простой, а зерновой, буженина свежайшая, несколько видов колбасы, и то, и се. Мы подумали: ну теперь «наше величество» будет довольно! Величество приходит, смотрит на все это изобилие, делает паузу и трагическим голосом произносит: «Да-а-а, лайма, я так понимаю, нет». Мы все были в шоке.
Но обычно вся эта спесь быстро сбивается, стоит артисту короткое время посидеть без работы. Тогда сразу понимаешь — неважно, что жемчуг мелкий, важно, чтобы щи не были жидкими...
И без денег за отыгранные на гастролях спектакли иногда оставались. Ведь мы же часто без предоплаты ездим, под честное слово организаторов. Сейчас ситуация стала более цивилизованной: все театральные агентства платят налоги, у артистов оформлены ИП. А в лихие девяностые, которые я, правда, не застал, актеру могли пистолет приставить к виску: иди и работай. Мне об этом рассказывали старшие товарищи.