К сожалению, невозможно сидеть на двух стульях — играть двадцать с лишним спектаклей в месяц и при этом еще ездить сниматься. Тебе говорят:
— Надо репетировать.
— А можно я уеду на неделю? Пойдите навстречу, пожалуйста!
— Нет!
Когда тебе не оставляют выбора, неизбежно начинаются конфликты. Некоторые артисты ухитряются сохранять какое-то спокойствие, какой-то баланс сил и нервов, работая в театре. Но это очень непросто. Выходя на сцену, ты каждый раз отдаешь частичку себя. Твою энергию впитывает тысяча человек. У нас это называется качать зал.
Поначалу ты полон энтузиазма и горишь желанием заниматься профессией. А потом все чаще видишь какие-то вещи, которые тебя не то что надламывают, но сгибают. Все больше и больше...
Пытался замениться в нескольких спектаклях. Осложнил отношения с руководством и все равно потерял два очень перспективных проекта. Не сдавался, мотался туда-сюда. Но сил не хватило. Кончилось тем, что попал в больницу.
Находясь на больничной койке, пропустил три спектакля. Меня заменили другим артистом, все отыграли. Но главный режиссер не простил. Предложил написать заявление и уволиться по собственному желанию. Что ж, я написал. Год нигде не работал, приходил в себя. Гиря до полу дошла.
— В большинстве московских театров актеров отпускают на съемки. Почему у вас было иначе?
— В Москве все по-другому. Актер заинтересован в театре, а театр — в актере. Поэтому все ищут компромисс. Никто ничего не диктует.
Почему Тимофей Трибунцев снимается, и снимается много, хотя у Райкина это не принято? Потому что театр в нем заинтересован. И Трибунцев заинтересован в театре, хотя ему и нужно зарабатывать деньги. Уйди он от Райкина, работы будет больше в разы. Но я понимаю, почему артист остается в «Сатириконе».
Недавно сходил на его «Дон Жуана» и впал в депрессию на месяц. Что они с Райкиным вытворяют! Мне нельзя смотреть такие блестящие спектакли, потому что потом я мучаюсь, думаю, что профукал свою жизнь. Меня никогда не позовут в такой театр! И я потеряю навык.
— Да полно! Наверняка уже приглашали в какую-нибудь московскую труппу.
— Приглашали. Я отказался. Это были бы те же яйца, только в профиль. Сначала нужно заработать имя. Куда потом пойду проситься, уже знаю.
В прошлом году снялся во многих проектах. Не везде в больших ролях, но тем не менее. Пока берусь за все, пробую себя в разных жанрах. Конечно, хочется признания, к чему лукавить. Всем актерам этого хочется, чтобы они ни говорили.
Как-то смотрел по телевизору церемонию вручения одной кинопремии и невольно сравнивал себя с некоторыми номинантами. Поделился своими размышлениями с приятелем. А он:
— Лучше не лезь туда.
— Почему?
— Ну смотри. Если представить любой вид деятельности в виде графика, абсолютно очевидно, что после каждого взлета обязательно происходит падение. Даже если потом удается подняться вновь, нужно очень много усилий, чтобы достичь прежнего уровня. Не говоря уже о принципиально новой высоте. Самый простой и быстрый путь из одной точки в другую — прямая линия.