— Куда же они деваются? Где, например, ваши бывшие студенты, конечно, кроме Жени Брик?
— Женя, царство ей небесное, действительно очень талантливый человек. Когда ее не стало, это был шок... В профессии с моего курса мало кому повезло. Один мальчик — Виталий Боровик — работает у нас в «Ленкоме»... Настя Чернова вышла замуж за Олега Меньшикова. Она просто жена...
В момент, когда поступает студент, он не думает о том, что его ждет впереди, и это страшно. Я вижу, что потом происходит с бывшими студентами, и во многом из-за этого бросил заниматься педагогикой.
Когда учился я, все было правильно устроено. Наши дипломные спектакли приходили смотреть ассистенты режиссеров с «Мосфильма», режиссеры из московских и периферийных театров. И они давали заявку: нам нужен такой-то артист. А если не было такого приглашения, выпускник уезжал на два года отрабатывать в определенный город, где не хватало молодых специалистов. Так случилось с моим однокурсником Вениамином Смеховым. После института он уезжал в Куйбышев. Потом вернулся в Москву, поступил в самый неудачный коллектив — Московский театр драмы и комедии, начал там работать. И — о случай! — туда назначили Юрия Любимова. У него в то время женой была Людмила Целиковская, и она пробила ему это место, чтобы он туда пришел со своим готовым спектаклем «Добрый человек из Сезуана». Так родился знаменитый Театр на Таганке. Основой труппы стали ребята, с которыми Любимов начинал работать над этой постановкой еще в Щукинском училище, и еще он себе оставил тех, кто ему нужен из труппы. Веню Смехова, например. И у него началась другая жизнь.
А сегодня бывшие студенты болтаются, никому не нужные. Прибавьте к этому еще то, что в вузах театральных бесплатных мест почти нет, а обучение стоит незаслуженно больших денег: 300 — 400 тысяч в год в никуда. С ума сойти! Если у родителей их нет, в институт не попадешь...
Знаете, когда приходишь к студентам, ты осознаешь, что перед тобой сидят дети, которые только что окончили школу и за огромные деньги поступили в институт, после которого не так много перспектив. У них есть одно желание — стать артистами, получить диплом. И мечты: ах, я сыграю это, я сыграю то. Кто-то и вовсе думает: впереди Голливуд. И это ужасно, потому что их мечты далеки от реальности.