Ваганова провела свой первый урок, потом второй, третий — и вдруг все поняла. Она родилась балетным педагогом, а не исполнительницей, вот в чем секрет! Какое наслаждение оказалось учить, ведь недаром она когда-то разложила на составляющие всю сложную хореографическую технику! Ее педагоги — и Облаков, и Вазем, и Иогансон — могли лишь побуждать учеников повторять за ними, а Ваганова умела объяснить, как делать, чтобы правильно получалось. Вот где пригодились ее аналитические мозги! Очень скоро ей уже доверили старших — дело пошло, она отдавалась учительству целиком, и ее ученицы стали заметно отличаться от других — техникой, виртуозностью.
Жизнь снова обрела смысл, звеневший в полседьмого утра будильник звучал радостной трелью — Агриппина вскакивала, наспех пила кипяток и бежала в класс. Сын учился в инженерном училище, племянники выросли, а о ней, грешной, по всей видимости, вспомнил-таки ее ангел-хранитель. Карьера Вагановой-педагога сложилась быстро и блистательно, в конце концов она возглавила хореографическое училище, несколько лет служила даже художественным руководителем «Мариинки», священного для нее места. В 1934 году вместе со своей ближайшей подругой — Любовью Дмитриевной, вдовой Блока, написала учебник «Основы классического танца». Книгу перевели на все мыслимые языки, и Агриппина Яковлевна Ваганова прославилась, создав первый в мире систематизированный учебник хореографии.
Вообще то, что большевики не тронули русский классический балет, — во многом заслуга Вагановой, она отстаивала свое искусство, как настоящий рыцарь: новые чиновники от культуры пытались представить балет как чуждое пролетариату искусство. Зачем народу эти голые ноги, обнаженные плечи, газовые пачки, пуанты? Заменить все спортом, акробатикой, демократичными майками и шортами! Ваганова писала письма, доказывала, выступала на бесконечных совещаниях и добилась того, что балет не тронули. Она подготовила 29 выпусков, и среди ее учениц — самые яркие звезды балета — Семенова, Уланова, Колпакова, Кириллова, Дудинская…
Сын Шурик вырос, перед войной женился; он пошел по стопам отца и стал инженером-путейцем, внучка Людочка тоже не связала судьбу с балетом; зато неожиданно Агриппине Яковлевне позвонили из первой семьи Андрея Александровича, попросив посмотреть его внучку Марину. И она не отказала, посмотрела девочку, и вот Марина Померанцева стала балериной.
Свою личную жизнь Ваганова больше и не пыталась устроить. Заменить ее дорогого Андрея Александровича мог только один спутник — балет, так и произошло.
Агриппина Ваганова умерла 5 ноября 1951 года, в 72 года, и до последнего занималась со своими ученицами, порываясь пойти на репетицию буквально за день до смерти. Ее имя присвоили Ленинградскому хореографическому училищу в 1957 году.