— Конечно! — радостно подтвердила кастинг-директор. — Вот вы спокойно к этому относитесь, а когда звоним другим, обижаются!
Кто этой милой барышне сказал, что совсем уж спокойно-то? Раньше на киностудиях был худсовет, куда входили уважаемые люди, немало сделавшие для кино. Опять же, у режиссеров были какие-то права. А сейчас их функции взяли на себя никому не известные личности. Эти господа или дамы могли бы найти в Интернете один из последних фильмов, в котором снялась актриса, и посмотреть: подходит она внешне на роль или нет, однако желание распоряжаться людскими судьбами столь велико, что даже для всяких народных и заслуженных не делается исключения. А может, подвергая пробам и кастингам известных всей стране актеров, «отборщики» как раз и получают особое удовольствие? Я не предъявляю претензий — просто констатирую: кинематограф очень изменился и сегодня по праву зовется «индустрией». Согласитесь: то, что подчас выходит на экраны, отнести к искусству весьма затруднительно.
На этом, пожалуй, завершу отступление и вернусь к воспоминаниям о путешествиях. Тем более что это куда приятнее и увлекательнее. Первой несоциалистической страной в «мировом турне» с картиной «Частная жизнь» стал Мозамбик. Узнав, что отправляюсь в Африку, моя бедная рабоче-крестьянская мама очень испугалась. Со слезами стала умолять: «Не езди, доченька! Там же на каждом шагу — всякая зараза, болезни страшные! Cреди местных есть и такие, которые человечиной питаются! Я уж не говорю, что везде крокодилы!» Пообещала, что в опасные места соваться не буду. Отказаться от поездки в Африку, о которой столько читала и грезила? Да ни за что на свете!
Среди зараз, которыми пугала мама, пальму первенства держала малярия разных видов. В домах у всех соотечественников, живших и работавших в Мозамбике, имелись темные комнаты, заставленные алкоголем. Нас сразу предупредили: кто из приезжих не употребляет — непременно заболеет. Там очень пропагандировалось питие, и я не противилась этой пропаганде. Еще нашей делегации, которую возглавлял министр кинематографии Таджикистана, настоятельно рекомендовали не выходить в город, где постоянно кого-то взрывали, поэтому между визитами на виллы работников советского посольства приходилось сидеть в номерах. Двенадцатиэтажный отель «Ровума» принадлежал правящей партии социалистического толка, мы были единственными постояльцами. Спустя несколько лет в этой гостинице, расположенной в центре Мапуту, погиб режиссер Юрий Степанович Чулюкин, снявший фильмы «Неподдающиеся», «Девчата» и «Королевская регата». Он приехал в Мозамбик на Неделю советского кино, жил, как и мы, на десятом этаже. Утром седьмого марта 1987 года работники отеля обнаружили тело режиссера на дне шахты лифта. Обстоятельства, при которых произошла трагедия, так и остались тайной.