Сын — одаренный человек: окончил философский факультет МГУ, потом поступил на режиссерский ВГИКа к Соловьеву. Мы с женой хлопали в ладоши от восхищения! Понадобилась Максиму квартира — я продал свою в Сокольниках и купил две однокомнатные. Когда заболел мой брат, первым наследником в его завещании значился племянник. Но если человек ведет себя недолжным образом, глупо рассчитывать на какие-то подарки... Меня, конечно, возмутило и покоробило, когда Максим начал судиться за квартиру с родным отцом. Но в результате он осознал свой негодяйский поступок и недавно отозвал все претензии.
— Кстати, о негодяях — вы их в кино много переиграли. Откуда черпали фактуру, работая над характерами?
— Когда Усков с Краснопольским пригласили в «Вечный зов», то дали роман и предложили самому выбрать роль. Прочитал и говорю жене: «Хочу главную отрицательную роль — Петра Полипова сыграть, но страшно». В этом герое все было: и судьба, и характер, и несчастная любовь, и плен, и предательство. В работе я всегда определяю для себя главную тему — что нужно играть? И через Полипова познал цену человеческой трусости, чем она может обернуться. Готовясь к роли, спрашивал у всех: «Если вас прикажут расстрелять, пойдете к стенке, напевая гимн Советского Союза?» В девяноста процентах случаев у человека в такой ситуации выступает испарина и в штанах мокро!
В спектакле «Перекресток» по повести Василя Быкова (сюжет ее положен в основу фильма «Восхождение» Ларисы Шепитько) я играл Рыбака, а Леонид Филатов — Сотникова. Мой герой выносит раненого товарища из леса и ни о каком предательстве не помышляет, но оказавшись в плену, ради спасения своей жизни готов на все. На репетициях много спорили с Юрием Петровичем Любимовым, как воспринимать моего героя, случалось, у режиссера в трактовке образа не было полутонов: если герой подлец, так подлец! Когда в театр приехал Василь Быков, я завел с ним разговор, защищая Рыбака:
— У него мысли не было о предательстве, пока не попал в форс-мажорную ситуацию!
Быков ответил:
— Таким людям, как Сотников, ставят памятники, а таких, как Рыбак, — награждают орденами. Но у вашего героя не было одного качества — достойно принять смерть.
И это очень по-человечески, ведь далеко не каждый на такое способен! В спектакле был потрясающий финал: повесив сослуживца, Рыбак оставался молча сидеть на краешке сцены, а зрители в полной тишине покидали зал без привычных аплодисментов.