Басов обладал уникальным чувством ритма. Снимаем сцену, где мы с Виталькой Коняевым и Герой Мартынюком сидим в ресторане. Басов командует: «Играем сцену на пятнадцать хлопков, — и начинает отбивать ритм. — Семнадцать, плохо! Еще дубль! Тринадцать, плохо! Начали! Пятнадцать, о, берем!» Монтаж сразу складывался в его голове, ему не приходилось ничего резать и сокращать. У другого режиссера сыграешь сцену и сам себя потом не узнаешь на экране. А Басов точно знал, что ему нужно.
Видела Коняева в Малом театре, он прекрасно работает на сцене, но Басову приходилось с ним трудно. Мартынюк перестраивался быстро, а Виталий оставался артистом академического театра. Там говорили со сцены поставленными голосами на тридцать пятый ряд. Сейчас не так, все играют с микрофонами. Басов сбивал с Коняева театральность, ломал, мял, Виталька оказался эластичным, поддавался. В итоге сыграл свою лучшую роль в кино.
Владимир Павлович обладал потрясающим чувством юмора и обаянием. И хотя привычным стандартам красоты мало соответствовал, был мужчиной с изюминкой, притягательным — понимаю, почему Басова так любили женщины. Как-то снималась у его сына Володи в документальной картине, и мы разговорились. «Я попала к нему в период «простоя» между женщинами. Он уже расстался с Наташей Фатеевой, но еще не встретил Валю Титову. Мне повезло, иначе снималась бы одна из них. А так твой отец взял на роль меня», — вспоминала я.
На съемках Басов нередко шутил:
— Придется, Лариса, на тебе жениться. Не нарушать же традицию!
— Не получится, у меня есть Леша.
Если Мартынюк откликался на Геру, то с Георгием Бурковым вышел конфуз. Мы снимались в фильме «Так начиналась легенда» о детстве первого космонавта планеты. Я играла маму Гагарина, он — отца. И вот первый съемочный день, подошла к Буркову.
— Гера!
— Какого хера?
Я опешила, а он засмеялся и сказал:
— Зови меня Жорой.
Начальство не хотело утверждать его на роль. Требовало от режиссера Бориса Григорьева поискать актера чуть ли не с внешностью Алена Делона. Но Боря уперся: «Хочу Буркова. Алексей Иванович Гагарин не был красавцем. Просто пьющим мужиком». Жорины органика, внешность прекрасно ложились на роль. Хотя сам он в то время вообще не притрагивался к алкоголю.
Стала готовиться к съемкам, поехала в Гжатск — на родину Гагарина. На дороге голосовал мужичок с корзинкой грибов. Согласилась его подвезти, разговорились. Оказалось, он жил по соседству с родителями Юрия Алексеевича.
— Буду играть Анну Тимофеевну, — сообщила я.
— Не похожа... А Иваныча покажете? Мы с ним дружили.
— Конечно покажем.
— А как насчет выпивки? Мы с ним выпивали по праздникам, — подумал и добавил: — И каждый день тоже.
По его словам, двенадцатого апреля 1961-го они с Гагариным-старшим рыбачили. Захватили в лодку транзистор, в десять утра в новостях сообщили: «Советский человек в космосе, «Восток-1» пилотирует майор Юрий Алексеевич Гагарин».
— Лешка, твой сын в космос полетел!
— Не-е-е, мой Юрка не майор, мой — лейтенант.
Анна Тимофеевна оказалась скромной приятной женщиной, так я ее и сыграла. Да и Бурков слепил образ очень точно. Снимали в Калининской области, в деревне. По вечерам, как водится, собирались. Жора держал в номере бутылку коньяка, сам не пил, угощал группу, оказался прекрасным рассказчиком. Мне запомнилась одна история. Однажды Бурков отправился на творческую встречу в Сибирь от Бюро пропаганды советского киноискусства. Ночью вышел на полустанке — валит снег, холодно, а его никто не встречает. Постоял с яуфом (упаковочный ящик. — Прим. ред.) с пленкой, расстроился и подумал: «Куда идти? Что делать? Хотя бы согреться, пирожок съесть». Вдруг заметил: впереди светится огонек, на него и пошел. За пургой показался дом, свет горел в окошке полуподвала. Бурков в него заглянул и увидел, как две женщины — о чудо! — пекут пироги. Постучал, его не только впустили, но и налили стакан водки, дали закусить пирожками. «Только подумал, и мысль материализовалась!» — гордился своими экстрасенсорными способностями Жора.