Купив книжки, начал погружаться в материал. Это очень захватывает, когда все примеряешь на себя и изучаешь эпоху не просто как читатель, а как человек, который должен ее показать. С декабристами я провел увлекательнейших полтора года. И поднаторел в этой теме.
Поспорил с художниками по костюмам:
— Генералы не могли воевать в таком виде зимой!
— У нас все соответствует эпохе.
— Да они бы замерзли в своих мундирах!
Пошел в Эрмитаж, изучил генеральскую форму Милорадовича, застреленного на Сенатской площади, увидел, что мундир подбит конским волосом, как боксерская перчатка.
С Тургеневым когда-то тоже «провел» немало времени. Сначала сыграл самого Ивана Сергеевича в спектакле «Берег утопии» в РАМТе. Потом — тургеневского Базарова в фильме «Отцы и дети». И достаточно глубоко погрузился в материал. Не думаю, что стал бы читать «Былое и думы», если бы не пьеса Тома Стоппарда. Разбираться в тонкостях взаимоотношений деятелей той эпохи, мотивах их поступков было очень увлекательно.
Современные проекты тоже требуют подготовки, но, как правило, в той области, в которой мы все прекрасно разбираемся, ведь действие происходит здесь и сейчас. Стоит чуть-чуть сместиться в сторону восьмидесятых и даже девяностых, и попадаешь под шквал критики. Тут же появляется куча «экспертов», которые лучше знают, какие тогда были автомобили и телефоны. Они и в истории «прекрасно» разбираются — люблю потроллить подписчиков, пишущих в «Инстаграме*»: «Не той рукой вы козырнули на площади императору Николаю!» Во-первых, я знаю, что той. Потому что в материале, и мы разбирали эту конкретную сцену. А во-вторых, не выношу безапелляционных суждений.
Сейчас играю в картине «Художник» полковника НКВД. Действие происходит в 1944 году. Выкладываю фото со съемок в военной форме, и начинается: «Звезды не так прикручены на погонах!» Двадцать гневных комментариев по поводу «косоруких» костюмеров. Я в ответ выдаю пост: «Ребят, прежде чем обижать профессионалов, обратите внимание на следующие факты». Привожу справку, где подробно объясняется, что в то время на погонах полковника и подполковника звезды были смещены с просвета. Они были настолько большими, что крепились ближе к краю. Позже их размер уменьшился.
После «Союза спасения» разбирался со «знатоками» восстания декабристов — куда именно целился Каховский, стреляя в Милорадовича. Для пущей убедительности опять сходил в Эрмитаж и сфотографировал мундир. Он висит в развернутом виде, следы от пуль заметны прекрасно. Каховский стрелял в спину, как мы и показали в картине. Хотя некоторые утверждали, что декабрист целился в грудь генерала. Мол, не мог офицер поступить так подло.
Очень редко кто-то высказывает правильные мысли. В основном все, что пишут, это поток сознания малообразованных людей. Раньше они, наверное, самовыражались, сидя перед телевизором и адресуя свои упреки космосу. С развитием Интернета появилась возможность изливать желчь конкретному человеку. Я не против того, чтобы некий товарищ создал пост на своей личной странице и привлек подписчиков какой-то темой — например ошибками в фильме «Союз спасения». Но критики предпочитают приходить на уже раскрученные страницы, у которых большая аудитория, и высказываться там. Когда заходишь на их собственные ресурсы, видишь пустоту с цветочками, котиками и подобной чепухой. И трех подписчиков...
— У меня-то было подозрение, что после пятнадцати лет съемок в культовых «Ментовских войнах» вы решили сменить амплуа и эпоху.
— Нет, все происходит стихийно, само собой. Естественно, чем дальше какой-либо проект находится от «Ментовских войн», тем он интереснее. Пытаюсь доказать, что я актер. Играю, а не являюсь Романом Георгиевичем Шиловым.
Когда предлагают модельера-гея, киваю: «Прекрасно! Согласен!» Хотя почитатели «Ментовских войн» любое «отклонение» от темы и канонического образа воспринимают болезненно. Даже мое появление с усами. У них свое понимание, как я должен выглядеть.
Доходит до смешного. Люди смотрят первый сезон сериала, потом случайно встречают меня в «Сапсане» и сокрушаются: