Назвать его хорошим язык не поворачивается. Интересным — да, но Шилов не канонический образ дяди Степы, а бандит с корочкой.
— И в какой-то момент вы от него устали?
— Не устал, но после третьего сезона «Ментовских войн» я был за прекращение сериала. Мы же снимали в линейной последовательности, поэтому в моем представлении персонаж обязан изменяться с течением времени и под давлением обстоятельств. Если погибает любимая женщина, он не может остаться прежним! Шилов — не Коломбо, который не меняется, что бы ни происходило. Он должен был сойти с ума от такого количества потерь.
За пятнадцать лет чего только с ним не делали! Убирали из милиции и возвращали, сажали в тюрьму и освобождали. Постепенно я стал играть непонятного фрика с седыми висками, который ходит и что-то там расследует.
Но всякий раз, когда заканчивался очередной сезон, продюсеры говорили: «Давай, Саш, соглашайся на следующий! Мы начнем писать сценарий». Так и дотянули до одиннадцатого. На мой субъективный взгляд фильм начиная с четвертого сезона удерживался лишь на мастерстве сценаристов. Наша деятельность мало походила на творчество, скорее превратилась в фабрику.
В какой-то момент я взмолился: «Убейте меня наконец!» Создатели сериала сделали это так хитро, что зрители толком не поняли, погиб герой или нет. В квартиру Шилова просто выстрелили из гранатомета. Я спрашивал режиссера, почему он оставил открытым финал. Тот ответил: «Ну, мало ли что...»
— И оказался прав?
— У меня состоялась встреча с режиссером и продюсером по поводу новых серий, которые планируют выпустить на интернет-платформе. Мое мнение — зрители, привыкшие видеть Шилова на канале НТВ, не станут голосовать рублем просто из-за любопытства. Наша беседа закончилась моей фразой «Хорошо, давайте попробуем». На этом переговоры прекратились.
— Культовые роли — это всегда и счастье, и проклятие для артиста...
— Проклятия никакого нет. Когда в очередной раз спрашивают, каково быть заложником одной роли, я отвечаю, что таковым себя не считаю. Но прекрасно понимаю: большинство зрителей знает меня как Романа Георгиевича Шилова.
— В этом году у вас двенадцать сериальных и кинопроектов. Как столько успеваете?
— В нашем деле своя математика. Если у тебя главная роль в каком-то сериале, проект может быть вообще один, ведь снимаешься в нем год. А когда работаешь в двенадцати проектах, это уже совсем другая выработка и другое количество съемочных дней. Я с удовольствием соглашаюсь на махонькие роли, эпизоды.
На главных исполнителях лежит огромная ответственность — они тянут лямку повествования. В маленьких ролях такого нет. Появляясь ненадолго, можешь оторваться на полную катушку. Твоя работа никак не испортит сюжет, но может его украсить.
Недавно большую роль предлагали в сериале, но я сказал:
— Дайте маленькую! Вот эту.
— Бери! Мы боялись предложить.
— Нет-нет, пусть молодые отдуваются!
Стараюсь избегать долгоиграющих проектов. Когда говорят, что шестнадцать серий, вздыхаю. Это ж надо еще прочитать!
— Не вы ли учили молодых коллег: «Не читайте сценарий, потом на премьере не будет интересно»? Нашла такой пассаж в вашем интервью.
— Я так говорил? Это шутка. Сценарий читать обязательно нужно, и не единожды! Предпочитаю печатный вариант и каждый раз вздрагиваю при виде толстенного талмуда. Надо же все это «переварить».
— А вы человек дотошный, въедливый, как я поняла...
— Да, читаю с ручкой, делаю пометки, а потом начинаю спрашивать, почему здесь так, а тут иначе, не сходится! На многих проектах доставал своими вопросами режиссеров.
Как-то предложили роль в одном криминально-историческом сериале послевоенной эпохи... Прочитав материал, сказал режиссеру, что сценарист неправильно представляет себе уголовный мир Северной столицы. Не мог тамошний вор отбирать у бабушки хлеб — в городе, пережившем блокаду. У криминальных элементов тоже есть своя этика. Были и другие спорные моменты.
В итоге в сериале я так и не снялся. Но увидев его на экране, понял, что большое количество моих замечаний учтено: тут переписали, здесь поправили. Это порадовало. Для меня очень важно в работе ощущение правды.