Недавно приезжала в гости тетя Антона, которая тоже играет на пианино, и мы устроили домашний концерт. Дочки играли, пели. Тетя мужа отметила: «Удивительно, какое у девочек рвение к музыке! Как обе увлечены творчеством».
— Это рвение надо культивировать...
— Думаю, не культивировать, а сохранить. В каждом ребенке можно разглядеть какой-то дар, главное — не сломать то, что дано природой. Некоторых детей нужно все время подталкивать, а Марьяшу и Лиду — поддерживать.
— Вы хотели бы, чтобы дочери занимались актерской профессией?
— Я ничего не хочу и не загадываю. Иногда возникает соблазн как-то их привлечь, когда вижу, что они способны к актерским штукам — не просто что-то изображают, а чувствуют процесс изнутри. Но прекрасно понимаю: если буду выводить девочек в зону профессии, начнется ломка. Они станут работать на результат, а мне хочется, чтобы находились в каком-то своем, творческом поиске.
У старшей уже есть обязанности и определенные задачи — в обычной школе и музыкальной. У Лиды пока их нет, но мне нравится, что она способна принимать решения. Хотя говорят, что это неправильно, родители должны думать за ребенка, а Лида, когда ее не заставляют, сама придумывает, как преодолеть дискомфортную ситуацию.
Конечно, не стоит все пускать на самотек, нужно разговаривать. Для меня воспитание детей — тоже нечто новое. Ведь нет педагогического опыта, все приходится постигать на ходу. Девочки разные, к каждой необходимо найти свой подход.
В прошлом году, когда карантин подходил к концу, Лида вдруг говорит:
— Мама, хочу заниматься на скрипке. Когда ты меня познакомишь с учителем?
— Ну подожди, надо же его сначала найти, договориться.
Дочь подождала месяц и заявила:
— Мама, мне надоели отговорки! Я хочу заниматься в музыкальной школе.
— А ты понимаешь, что это уже будет взрослое дело? Сейчас можешь сказать, что не пойдешь в садик, а в музыкальной школе капризничать нельзя. Придется заниматься.
— Понимаю...
Купили скрипку, нашли преподавателя. На первый урок Лида отправилась в приподнятом настроении, в платье, похожем на школьную форму. Она долго собиралась, пришлось поторопить:
— Давай быстрее, а то не успеем на занятия!
— Да-да, сейчас! Это же моя мечта, как можно от нее отказаться?
После пары уроков Лида поняла, что игра на скрипке — совсем не тот праздник, который она себе придумала, а кропотливый и довольно нудный труд. Однажды призналась, что больше не хочет. Я напомнила: «Мы же с тобой договорились? Это взрослое дело, хочешь не хочешь — надо заниматься».
Сейчас иногда сопротивляется, но тем не менее ходит. С педагогом они нашли общий язык, та понимает специфику возраста и терпеливо относится к своей ученице. Процесс идет. Это не значит, что Лида будет заниматься скрипкой ближайшие десять лет. Хочется, чтобы все происходило на ее желании, реализации мечты. Однако при этом чтобы понимала — в жизни все не так просто, как кажется на первый взгляд.