Он не оговорился. Интересно, что до 1989 года я была Еленой Яковлевой. Но это имя я не любила, оно для меня слишком холодное, в детстве меня звали Лешей, Лелей. И потом, уже была такая актриса — Елена Яковлева. Нас часто путали.
Как-то приезжаю с Театром сатиры на гастроли, а на афишах, расклеенных по всему городу, написано: «В главной роли — «интердевочка» Елена Яковлева», хотя Лена тогда работала в «Современнике». Меня эта путаница страшно раздражала. Поэтому я стала Аленой Яковлевой. Мне так больше нравится, да и путать перестали... Это совпало с потрясающим спектаклем «Екатерина Ивановна», поставленным режиссером Светланой Враговой по пьесе Леонида Андреева в театре «Модернъ».
Если говорить, кто определил как режиссер мой путь в профессии, то это, конечно, Алла Александровна Казанская, Валентин Николаевич Плучек и, безусловно, Светлана Александровна Врагова. А не только в профессиональном, но и человеческом, — это, конечно, Андрей Александрович Миронов.
Надо сказать, что я пришла в театр за два года до его смерти. Андрей Александрович был настоящей звездой! Уже на служебном входе можно было безошибочно угадать, в театре Миронов или нет. Если пахло хорошим одеколоном и сигаретами «Мальборо», значит, Андрей Александрович уже пришел. Все, начиная с уборщиц и кончая артистками, при виде Миронова подтягивались и улыбались. В нем не было ни капли звездности. Невероятное обаяние, необыкновенный талант и потрясающе серьезное отношение к профессии. Вокруг него всегда витало облако обожания. А у служебного входа после каждого спектакля его ждала толпа поклонниц.
Миронов не терпел пренебрежительного отношения к профессии. На всю жизнь запомнила один случай. Я была занята в массовке спектакля «У времени в плену». Это был серьезный спектакль о революции, Гражданской войне, где Миронов играл главного героя. Однажды стою за кулисами, жду своего выхода . Я страшно нервничала. А тут мимо проходит Андрей Александрович и спрашивает:
— Ну что, на сцену?
Я от зажима ляпнула:
— Да, пойду потусить.
Он страшно возмутился:
— Как вы смеете так говорить?!
Мне посчастливилось не только играть с ним на одной сцене, но и участвовать в его последнем режиссерском спектакле «Тени» по Салтыкову-Щедрину. Я, неопытная актриса, очень боялась репетировать с ним — он ведь звезда, на 20 лет старше. К тому же на каждой репетиции Андрей Александрович все время говорил: «Нет, ее нужно заменить! Правда же, она не очень?» Специально изводил меня. Я переживала, нервничала, чувствовала себя скованно.
— Артистка Яковлева, вы будете наконец работать?! — требовательно спрашивал режиссер Миронов. А я от его голоса еще больше зажималась.
— Подождите, я еще не вошла в роль, — пыталась защититься как могла.
— Что значит «не вошла в роль»? — откровенно подтрунивал надо мной режиссер. — Билеты уже раскуплены давно!
А я не знала, как мне играть мою героиню, простую деревенскую девушку, все время искала «зерно роли» и не могла найти. Андрей Александрович нервничал из-за того, что не мог мне доходчиво объяснить, как играть. Я страшно мучилась, однажды даже ночь не спала, обдумывая рисунок роли. А утром решила вспомнить своих комических старух студенческой поры.