— А психологи — это поддержка для мужчин или нет? Вам приходилось к ним обращаться?
— Первое, что советский интеллигент делает в тяжелой ситуации, это выпивает и идет к друзьям. Но когда не помогает, надо либо медикаментозно себя поднимать, либо психологическим способом выкарабкиваться. Мне пришлось даже не к психологу, а к психиатру обратиться, если честно.
Сейчас развелось огромное число псевдопсихологов, а счастливых людей не стало больше. Из каждого окна слышишь: «Полюби себя, живи как хочешь, только здесь и сейчас!» А где и когда?! Стало больше богатых людей, которые на несчастных сделали деньги.
— Это говорит о том, что человеческие истории для всех одинаковые, все мы чувствуем боль, и гендер тут ни при чем.
— Я в какой-то момент понял, что просто не могу работать от боли, а нужно, потому что обеспечиваешь детей, бывших жен, которые все равно остаются твоей семьей. Расскажите женщинам, что и нам иногда бывает так больно, что просто невыносимо жить. Но мужчинам несвойственно это показывать... Так же, как и чувство вины, и чувство несостоятельности, ощущение конца и одиночества.
— И чувство, что никому не нужен?
— Наверное то, что вы сейчас назвали, больше свойственно взрослым женщинам. Но и к мужчинам приходит ощущение, что они одиноки и все в жизни уже произошло.
— А что скажете, Леонид, о страхе корыстной любви у популярных и обеспеченных мужчин? Ведь человек из телевизора очень привлекателен, это такой афродизиак — и возможности его, и деньги. Поди пойми, тебя девушки любят или твой образ.
— Мы много по этому поводу рассуждали, ответ в этом смысле достаточно простой. Если у тебя есть деньги, значит, умеешь их зарабатывать, они — часть тебя. Если мужчина остроумный, его за это может любить женщина?
— Конечно!
— А чем отличается умение зарабатывать? Другой вопрос, что остроумие невозможно отобрать в отличие от денег. Хотя и умение их зарабатывать тоже никуда не может деться.
— Вы сказали, что нужно влюбиться, чтобы творить. Можно поподробнее?
— Необязательно в женщину. Можно в материал, в жизнь быть влюбленным и мечтающим. Знаю по себе: если, когда засыпаю, мне о чем-то мечтается, значит, я в хорошей форме.
— О чем мечтается? Условно — о новой машине и субботней рыбалке? Или масштабнее?
— И сделать спектакль, и выпустить фильм, и получить «Оскар». Кроме рыбалки — обо всем. Я не люблю рыбалку!
Когда есть мечты, есть и будущее. Мы живем в 2022 году, и для тех, кто родился в семидесятых, будущее уже в прошлом. У нас в спектакле Макаревич озвучивает такую мысль: «Раньше ты мечтал и думал, что вот будущее какое-то такое, а сейчас уже знаешь, что с тобой будет дальше. И будущее превратилось в настоящее, которое просто будет завтра. Мне лично мое настоящее нравится, оно прекрасно — рестораны, хороший дом, но вот будущего жалко».
— Готовясь к нашей встрече, я полистала ваш «Инстаграм*» и увидела, что перед спектаклем за кулисами только Камиль — зажигалка, танцует, шутит. Насколько вы веселые ребята в жизни?
— У нас за кулисами очень интересно. Когда вчетвером сидим в одной гримерке, нам всегда весело. Мы до сих пор друг друга интересуем, и это, наверное, залог успеха. Саша может меня рассмешить как никто другой. Но его шутки, к сожалению, невозможно воспроизвести второй раз или трансформировать в текст, чтобы потом с этим выступать. Камиль — самый бурный из нас, он вообще тот, кого можно ненавидеть за постоянно хорошее настроение. Это отвратительно, тошнотворно, более того, он не пьет, уже и не курит, и вся эта необузданная энергия выплескивается на нас!