Этот материал нам помогли подготовить певица, блогер и мама 5 детей Анири, а также герои мультсериала «Дракошия»: Дедушка Рубус и дракоша Тоша. Мы узнаем, какие запреты могут помешать нашим детям повзрослеть и стать самостоятельнее.
Все родители мечтают о послушных детях, которые по первому требованию убирают разбросанные игрушки, вовремя ложатся спать, моют посуду или отключают электронные гаджеты. Это так удобно: послушный ребенок! Вот только в будущем таких «выставочных» детей ждет далеко не самая счастливая жизнь. Из них редко вырастают самостоятельные, целеустремленные люди, умеющие отстаивать свои личные границы. Поэтому я уверена: прежде чем что-то запрещать ребенку, хорошенько взвесьте все «за» и «против».
Конечно, родители боятся потенциальных опасностей, которые могут навредить малышам. И запреты часто связаны только с желанием защитить и уберечь детей от беды. Да и не зря говорят: «Лучше предотвратить, чем лечить». Безусловно, соблюдать некоторую степень контроля — это хорошо и правильно, но зацикливаться на нем вредно.
Запрет 1. Бегать, играть и пачкаться на улице
Дети познают мир в движении, и, несмотря на то, что это может быть проблемно для родителей, мы не можем запрещать малышам исследовать и экспериментировать. Альберт Эйнштейн говорил: «Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию».
Малыш лезет в лужу или валяется в сугробе, и вы, конечно, моментально реагируете, пытаясь сию же секунду вытащить его из грязи. Но не забывайте, что ваш ребенок таким образом познает мир. И если вы постоянно будете его останавливать, он в какой-то момент или вырвется из-под вашей опеки, или… потеряет интерес к тому, что происходит вокруг.
Брызги от луж – это так растотошно! Лучше не ссориться, а прыгать по ним вместе!
Запрет 2. Не доедать
Помните фразу из детства: «Пока не доешь, из-за стола не выйдешь!»? Но как быть, если ребенок уже сыт или ему не нравится предложенная еда? Лишая его возможности выбора, вы давите на него и наносите психологический и физический вред здоровью. Ребенок находится под давлением, перестает контролировать чувства сытости и голода, а прием пищи превращается в конфликтную ситуацию.
Нужно ли говорить о том, что такие установки – прямая дорога к всевозможным нарушениям пищевого поведения? А вы ведь хотели как лучше: чтобы ребенок ел правильную еду строго по расписанию и не перекусывал на ходу всякой «мусорной» едой…
Еда должна быть в радость!
Запрет 3. Общаться со сверстниками
Я запрещаю тебе общаться с этой девочкой (мальчиком)! Не дружи с ней (с ним). Эта дружба плохо на тебя влияет! Наверняка вы слышали такие слова. Или даже уже успели сами их не раз произнести? К чему приводят такие запреты? К тому, что ваш ребенок начинает врать и учится обманывать самых близких ему людей. А уж если речь идет о подростках, то тут и вовсе последствия могут самыми непредсказуемыми!
Запрет 4. Проявлять самостоятельность
По мере взросления дети берут на себя всё больше обязанностей. Они хотят помогать взрослым, повторяя за ними разные действия. И пусть некоторые из них им пока не по силам, всегда стоит находить компромисс, давая возможность попробовать что-то сделать самостоятельно или доходчиво объяснять причины своего отказа.
Конечно, дети будут задавать сотни вопросов, но наша задача – терпеливо на них отвечать!
У моей очень близкой подруги сын с раннего детства, лет с пяти, увлекся электронными играми и игровыми приставками. Борьба с ним велась нешуточная. В ход шли запреты, уговоры, обещания. Бесполезно. Мальчик был готов играть в футбол на приставке сутками. Правда, стоит признать, что учился он хорошо, много чем увлекался и с головой в компьютерные игры всё же не ушел, хотя ссор в семье по этому поводу хватало. К чему я? А к тому, что у мамы в какой-то момент хватило мудрости перестать запрещать ему играть. И детское увлечение футболом на приставке переросло у него в дело всей жизни: сейчас занимается развитием киберспорта в стране!
Запрет 5. Жадничать
Многих из нас с детства учили делиться. Но так ли это плохо – жадничать? Маленький ребенок не хочет отдавать свои игрушки, а разве он должен делать это в ущерб своим желаниям?
Не стоит заставлять малыша делиться. Аккуратно формируйте причинно-следственные связи. Например, можно сказать: «Я понимаю, что ты не хочешь давать свои игрушки. Но будь готов, что другой ребенок также не захочет делиться с тобой».
Конечно, все эти примеры – некоторое преувеличение. И не всегда наши «педагогические» ошибки ведут к таким катастрофическим последствиям. Но факт остается фактом. С детьми нужно как можно больше разговаривать и объяснять им, почему что-то для них вредно и опасно.