Интерес ребенка к окружающему миру проявляется буквально через несколько месяцев после рождения. С каждым годом малыши становятся любопытнее, задают сотни вопросов и многое хотят знать. Именно этот живой интерес ко всему происходящему вокруг и является главным двигателем развития ребенка и называется исследовательским поведением.
Традиционно психологи выделяют несколько стадий развития исследовательского поведения детей. Это любопытство, любознательность и непосредственно исследовательская деятельность. Давайте поговорим про каждую из них подробнее.
Любопытство – это первый этап поведения будущего исследователя. Обычно оно проявляется уже в первые месяцы жизни ребенка, когда он обращает внимание на внешний вид окружающих предметов. В этот момент его привлекают яркие, красочные и издающие разные звуки игрушки, погремушки и прочие детские радости. Вспомните, с каким удовольствием младенцы рассматривают блестящие заколки, хотят дотянуться до зеркала и пытаются схватить все, что привлекает их внимание. Все это – проявление любопытства, желание прикоснуться к выбранному объекту.
Любознательность – это следующий этап развития, проникновение вглубь увиденного. Часто дети любят потрошить мягкие игрушки, чтобы узнать, что же там внутри. Или разбирать машинки, чтобы понять, как они устроены. Именно в этот момент юный исследователь начинает осознавать, что он может разгадать тайны устройства разных предметов, и понять, как что работает.
Как бы ни было досадно, что ребенок испортил какую-то вещь, не торопитесь ругать его. Особенно если видите, что сделал он это из интереса и желания исследовать объект. Лучше похвалите за любознательность и спокойно объясните, почему в следующий раз так делать не стоит.
Непосредственно исследовательская деятельность характеризуется повышенной мотивацией к познанию и анализу выбранного предмета, выявлению закономерностей и связей между ним и другими объектами. Этап исследовательской деятельности неразрывно связан с опытами и поисковой активностью, желанием докопаться до сути.
То есть на начальном этапе исследовательского поведения объект интересен ребенку только внешне, затем он пытается изучить его изнутри, а после — строит закономерности его взаимодействия с другими предметами окружающей действительности, проверяет собственные гипотезы и исследует объект максимально обширно с разных сторон.
Исследовательское поведение заключается в поиске новой информации, а также в познании и взаимодействии с внешним миром.
Благодаря исследовательскому поведению дети учатся обращаться с игрушками, ставят эксперименты, изучают их последствия и задают сотни вопросов. Именно так они накапливают опыт, понимают, как устроен окружающий мир, и в дальнейшем успешно применяют эти знания и умения в своей жизни. Поэтому очень важно не ограничивать детей в их порывах к изучению нового, ведь это помогает ребенку вырасти разносторонней и гармоничной личностью.