Этот материал нам помогли подготовить детский психолог-эксперт Анастасия Шакирова и герои мультсериала «Команда «Матч» Лев Борисович и Гена. Мы узнаем, какие причины могут вызвать безразличие к оценкам и что с этим делать.
Иногда кажется, что детям действительно все равно на школу. И для многих родителей самым очевидным решением проблемы видится активное вовлечение ребенка в работу.
На самом деле, когда у ребенка проблемы с оценками, самое лучшее, что вы можете сделать, — это поговорить по душам. А разговор об уроках подождет.
На первый взгляд, я как психолог порадовалась бы, что ребенку неинтересны оценки. Это значит, что он не привязывает оценку себя и своих достижений к цифрам. Но давайте копнем глубже и разберемся. Ведь такого в норме не может быть у школьника, это влияние социума, которому ребенок сильно подвержен. Поэтому, оказывается, такое безразличие не так радужно, как бы хотелось.
Большинство родителей ясно видят неудачи своих детей. Но иногда мы забываем копнуть глубже, чтобы понять, почему они ведут себя определенным образом. Давайте разберемся с причинами и попробуем понять, почему ребенок так относится к оценкам.
Первая и главная причина — отсутствие мотивации у ребенка к учебе. Здесь важно повышать ее и формировать мотивы — то, ради чего ему ходить в школу. Как это сделать, будет зависеть от возраста: для детей начальной школы можно попробовать демонстрацию разных фокусов и экспериментов, обещая, что в школе он сможет узнать, почему так происходит. Еще вариант — через свой личный пример и рассказы, как круто было в школе. Показывайте, как и какие школьные знания помогают в повседневной жизни. Например: на окружающем мире мне рассказали, что пельмени надо варить в горячей воде, потому что в холодной тесто превращается в неприятную жижу. Для детей средней и старшей школы, в силу возрастных особенностей, лучше обратиться к школьному или детскому психологу.
Зачастую некоторая внешняя структура может помочь ребенку вернуть интерес к учебе. Это может быть новый рабочий стол, одежда или просто ежедневник.
У меня есть планер с распорядком моего дня. Там расписано все: от уроков и тренировок, до времени на игры и перекусы. Когда я вижу, что достигаю цели и успеваю, мне хочется делать еще больше!
Вторая возможная причина — конфликты с учителями или одноклассниками. Здесь ученика начальных классов можно попросить нарисовать свою школу: ужасную и идеальную. Далее обсудите рисунки — и через рассказ ребенка сможете понять, что не так, он сам подскажет решение в сюжете идеальной школы. Вам остается только адекватно внедрить это в жизнь. В средней и старшей школе попробуйте спросить ребенка: «Я вижу, что твое настроение после школы ухудшается, мне кажется, что тебя что-то тревожит, если ты готов, я бы хотела тебя выслушать и помочь решить проблему». Далее ждем реакции ребенка и момента, когда он сам захочет поделиться.
Не давите на ребенка, устраивая «допросы». Просто будьте рядом и дайте понять, что вы готовы помочь без осуждения. Ребенку важно знать, что вы на его стороне.
Третья причина — трудности в успеваемости. Ребенка уже замучили этими двойками, и он, чувствуя свою неуспешность, в какой-то момент включает защитный механизм — отвержение. «Этого нет для меня, значит не важно». Найм репетитора или организация дополнительных занятий помогут справиться с этой причиной.
Сегодня, к счастью, существует огромный выбор курсов для школьников – по любому предмету. Это могут быть очные занятия или в формате онлайн. Подача материала, педагог и другие факторы могут по-настоящему заинтересовать предметом.
Четвертая причина — несправедливость и особенности личности. Например, ребенок решил задачу, ему ставят «4», а другому за точно такое же решение ставят «5». У него начинается бунт и протест. И если один ребенок будет активно показывать свое недовольство, то другой может уйти в состояние апатии "мне все равно, что происходит вокруг".
Не каждый готов громко выражать свое недовольство! Все мы разные, и это нормально!
Пятая причина — влияние социума. Раньше получать отличные оценки было престижно, ценился аттестат, он позволял найти хорошую работу и жить в достатке. А сейчас СМИ и социальные сети демонстрируют, что есть куда более легкие способы заработать большие деньги и жить прекрасно. Учеба и оценки для этого — вторичны. И дети, как губки, это впитывают. Года 3-4 назад у меня был всплеск подростков, которые говорили: «Зачем учиться, я блогером буду!».
Это, конечно, очень заманчиво – выкладывать видео и жить припеваючи! Вот только в реальности все немного сложнее.
Мы стараемся объяснить детям, что учиться нужно не ради оценок, а ради знаний. Людям интересно общаться с развитым, эрудированным и воспитанным человеком, а стать таким без образования вряд ли возможно. Даже если ребенок всерьез настроен стать блогером, не запрещайте ему, а спросите, что ценного и увлекательного он будет давать своей аудитории? Почему люди должны будут подписывать именно на него? Что такого особенного, интересного он знает? Возможно, это станет поводом задуматься.
Не бояться получить плохую оценку – это хорошо. Это опыт и часть обучения. Но безразличие не приведет к положительным результатам. Поэтому очень важно понять своего ребенка и помочь ему сформировать адекватное отношение и к учебе, и к отметкам!