Этот материал нам помогли подготовить кандидат педагогических наук, руководитель детского сада «Школа Сотрудничества» Анна Владимировна Замыслова и героини мультсериала «Дракошия» Мисоля и Пауи. Мы узнаем, можно ли научить детей сочувствию и как это сделать.
Кто-то уже рождается с таким талантом, а другим этого недостает… Учиться сопереживанию можно и нужно!
Обучение эмпатии – это не только про хороший пример для подражания. Нам необходимо понять психологию сопереживания и освоить базовые навыки, чтобы делиться эмоциями, считывать чужие чувства и предлагать помощь.
Наряду с интеллектуальным развитием ребенка, которым в первую очередь часто озадачены родители, приоритетом в раннем возрасте является его эмоциональное развитие. Оно включает в себя умение определять и адекватно проявлять свои эмоции, что впоследствии приводит к способности понимать других людей, сопереживать, сочувствовать и соучаствовать. Мы можем наблюдать проявление сопереживания у ребенка с младенческого возраста. Например, уже в 2 года малыш способен понять, что кому-то рядом плохо и предложить ему поддержку. Например, ребенок видит, что человек расстроен, и в знак утешения предлагает ему свою игрушку. Конечно, у малыша нет достаточно знаний и навыков, поэтому в этом возрасте он еще не осознает, что действительно будет полезно другому. К 7 годам ребенок уже способен мысленно поставить себя на место другого и подумать о том, какие действия больше подходят в конкретной ситуации. Самое важное здесь то, что опыт поддержки и защиты слабых помогает приобрести адекватную самооценку. С детьми, которые умеют сопереживать, хотят дружить и выстраивать отношения.
Так как же научиться быть таким – сопереживающим?
Разрешайте ребенку проявлять разные эмоции и обсуждайте их
Говорите открыто об эмоциях, а не игнорируйте их. Допустим, ваш ребенок боится темноты. Вместо того, чтобы говорить: «Бояться нечего!», исследуйте чувства ребенка: «Ты боишься? Что именно тебя пугает? Почему?»
Не нужно бояться или стесняться любых эмоций!
С раннего детства разговаривайте с ребенком: о своих потребностях и желаниях других, о чувствах и эмоциях, которые испытывают окружающие в различных социальных ситуациях. Объясняйте, что проявлять чувства вполне нормально и абсолютно естественно. Обязательно называйте эмоции, которые испытываете сами. Таким образом вы поможете ребенку осознать его собственные эмоциии выразить их вербально: «Я расстроился, потому что забыл любимую игрушку дома», «Мне обидно, что Вася играет не со мной», «Мне грустно, потому что мама уехала». Помните, что до трех лет у ребенка, получающего родительский отклик на свои эмоции, закладывается прочный фундамент эмоционального интеллекта. Предоставляйте малышу возможность выражать чувства, не запрещайте этого. Например, мальчикам не стоит говорить, что мужчины не плачут. Такими словами мы рискуем затормозить развитие эмоционального интеллекта и можем спровоцировать разнообразные психологические сложности в будущем.
Играйте и читайте вместе
Ролевые игры в школу или детский сад, во врача и больницу, в дочки-матери, в главного героя любимого мультфильма или персонажа любимой книги помогают развивать сопереживание, ведь, перевоплощаясь, дети «проживают» соответствующий социальный опыт и концентрируют внимание на эмоциях, которые может испытывать другой человек. Существует стереотип, что плюшевые медведи и куклы – это игрушки для девочек. Однако мальчикам тоже полезно играть с ними, потому что это хорошо развивает навыки заботы о живых существах. Способствует развитию сопереживания и забота о домашнем питомце, а также чтение с дальнейшим обсуждением чувств главных героев. Книги повествуют о разных судьбах и жизненных ситуациях, тем самым вовлекая нас в переживания героев. Обсуждайте чувства и поступки персонажей: «Как ты думаешь, как он себя сейчас чувствует? Как можно ему помочь? Что можно сделать, чтобы он почувствовал себя лучше?».
Подавайте пример заботы
Когда ваш ребенок демонстрирует недостаток сочувствия в социальной ситуации, моделируйте эмпатию. Например, возможно, по дороге в школу другой малыш уронил стопку книг. Ваш ребенок смеется. У вас может возникнуть соблазн поправить своего сына или дочь на месте. Вместо этого подбегите, чтобы помочь другому ребенку. Вы можете сказать: «Могу ли я помочь тебе собрать все обратно?».
Чтобы ребенок научился управлять своими эмоциями, мы, взрослые, в первую очередь должны делиться с ребенком своими радостями и переживаниями. Рассказывайте детям, как прошел ваш рабочий день, что вы чувствовали, что вас порадовало, что расстроило и почему. Эмоционально радуйтесь успехам ребенка, проявляйте сочувствие и понимание его горестей и расстройства, даже если они кажутся вам незначительными. Теплые, эмоционально комфортные отношения со значимыми взрослыми в детстве закладывают способность сопереживать другим в будущем, что помогает поддерживать людей, понимать и принимать их обиды и боль.
Благодарите ребенка за его участие в делах семьи, за помощь вам и другим людям. Поддерживайте детей в стремлении к сотрудничеству и поощряйте их не только к тому, чтобы совершать добрые дела, но и к тому, чтобы создавать что-то вместе с другими.
Вместе мы сможем всё!
Замечайте мир вокруг
Анализируя реальное событие, которое требует эмоционального отклика, рассказывайте детям, почему люди могут себя так вести, как могут себя чувствовать и почему. Например, во время прогулки вы увидели карету скорой помощи. Расскажите, что машина везет кого-то в больницу, наверняка человеку стало плохо. Или на детской площадке малыш упал, ударился и расплакался. Обсудите, что ему стало больно и обидно, и расскажите, что можно сделать в такой ситуации. Помогайте ребенку интерпретировать эмоции окружающих. Например, на детской площадке: «Как ты думаешь, почему этот мальчик плачет?» Или, рассматривая картинки в книге: «Интересно, почему девочка выглядит такой удивленной? Что она увидела?» Обязательно показывайте пример адекватной реакции на чужие эмоции.
Помогайте видеть различия и сходства людей
Объясняйте, что все люди, и дети и взрослые, разные: худые и полные, блондины и брюнеты, высокие и не очень. Кто-то быстро бегает, кто-то бегать совсем не любит. Кто-то любит играть в мяч, футбол, а кто-то – петь. Это не плохо и не хорошо. Есть то, в чем мы все похожи. Все дети каждый день одеваются, завтракают, пьют воду, спят, растут.
Самое главное, у всех есть чувства, и никому не нравится, когда их обижают.
Никто из нас, ни взрослые, ни дети, не могут быть сострадательными всегда. Научиться поставить себя на место другого – сложная, длительная и поэтапная работа, поэтому быстрого результата ожидать не стоит.
Помните, что, когда взрослый вовлечен в эмоциональный мир ребенка, сопричастен его переживаниям, он закладывает базу для процессов эмпатии в будущем. Создать такие отношения с детьми помогает понимание принципа безусловного принятия, о котором говорит психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер: «Ребенку знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении...»
Все мы действительно очень разные! О том, как я стала лучше понимать других, смотрите в серии «Волшебные бусы»!