— Какие ваши работы нравятся лично вам?
— Любимых нет. Они все достойно сделаны. Мне нравятся все картины с Соловьевым, со Снежкиным, с Михалковым. А как иначе? Ты же отдаешь работе серьезную часть жизни. Это же непросто. Бывали трудности физические, которые сложно преодолеть. Мы, например, с Кириллом Лавровым замерзали под Рязанью в 40 градусов мороза на картине «Возмездие», которую снимал Александр Столпер.
Чудовищно тяжелой для меня была картина «Вкус хлеба» про целину, где я председателя играл. Два года картина снималась! И там то 40 градусов жары, то 40 — мороза, все времена года. Тяжелый случай. Но это моя работа. Вот тебя, допустим, послали строить дом на Колыму, там мерзлая земля, в которую нужно сваи вбить, чтобы дом не развалился через полгода. Это то же самое. И то же коллектив. Там трактористы и крановщики, а здесь киносъемочная группа громадная — 50—60 человек делают одно дело. Получится — не получится, никто не знает. Такая игра.
— За этот фильм вам вручили Госпремию СССР. И по этому случаю в Кремле вы выпили по стопочке с Брежневым. А через некоторое количество лет вы Леонида Ильича сыграли. Ваша интуиция тогда вам не подсказывала, что случится такой любопытный поворот судьбы?
— Откуда, мне это в голову не приходило. Ролью я доволен. Но это, конечно, никакой не поворот судьбы, потому что в моей жизни эта роль ничего не изменила. Я просто показал молодым артистам, которые идут в профессию, что такое искусство перевоплощения. Вот, смотрите на Шакурова и учитесь. А этому можно научиться. Главное искать, не останавливаться. Я это и себе говорю каждый день.
— У вас было желание набрать курс, поделиться опытом?
— Времени жалко. И студентов жалко. Я абсолютно несдержанный. Они все разбегутся.
— Есть мнение, что артист — одна из самых зависимых профессий. А я, наблюдая за тем, как вы движетесь по жизни, вижу, что вы человек как раз очень свободный и независимый. Как вам это удается?
— Никак. Просто я не могу быть несвободным. Например, я никогда в жизни не согласился бы играть с актрисой, которой 40 или 50 лет, а она изображает 18-летнюю. Но тут надо четко осознавать, что моя свобода выбора ограничивается отказом работать тот материал, который не по душе. У меня нет возможности искать роли. Это очень зависимая профессия. Всегда можно только сказать «нет» и отказаться.