— Вы рассказывали, что в школе сильно увлекались спортом...
— Да, я всерьез занимался вольной борьбой. Нагрузки были большими. Я благодарен своим тренерам, добрым словом вспоминаю это время, потому что какой-то жизненный опыт оттуда вынесен. Все не просто так в жизни происходит. Спорт серьезно воспитывает характер, развивает самодисциплину.
У меня были успехи. Я был пятикратным чемпионом города среди школьников. Да мне там и не с кем было бороться, я был здоровый парень. Занятия спортом поглощали все время, я ничего другого не знал. Но насколько это действительно было моим? У меня были сомнения, во всяком случае, в будущем я не видел себя в спорте. Если честно, с детства мечтал о плаваниях в дальние страны. Мой отец возглавлял цех на судоремонтном заводе. И я хотел стать моряком. Даже занимался какое-то время в местном клубе юных моряков.
В моей жизни большую роль всегда играет его величество случай. Как-то мы с моим другом Мишей, с которым ходили в спорткласс, шли мимо народного театра и надумали туда зайти. Это и решило мою судьбу...
Мы с Мишкой пытались определиться с профессией. Нам хотелось других берегов. К 15 годам я понял, что надо искать дело всей жизни, которое даст ответы на вопросы, почерпнутые из книжек. Поэтому и пошли в народный театр — чтобы что-то понять, найти смыслы и расширить свой кругозор. Нас приняли. Мы начали репетировать какие-то спектакли. Мишу не зацепило, а меня сразу увлекло. Я там остался, а друг пошел искать себя дальше, его больше интересовала музыка. Мне очень понравились люди, которые меня окружали в народном театре. Они были так увлечены своей профессией, что заразили этим и меня. И я захотел стать актером...
У нас был чудесный педагог Георгий Владимирович Иванов. Я считаю его своим первым Учителем. Георгий Владимирович объяснил мне некоторые вещи, зародил во мне интерес к этому делу, он посоветовал: «Женя, тебе надо поступать в театральный институт». Более того, когда он набирал режиссерский курс, обещал взять меня к себе. Но я максималист и решил поступать самостоятельно. И пошел к другому мастеру — Игорю Петровичу Владимирову.
До сих пор помню этот день. Лето, улица Моховая, толпа абитуриентов... Ничего прекраснее в жизни я вспомнить не могу. Это действительно был праздник — поступление в институт.
Я решил, что с моим ростом и фактурой мне очень подходит Маяковский. И стал читать перед приемной комиссией «Стихи о советском паспорте». О том, что жутко картавлю, что половина звуков у меня напрочь отсутствует, я не задумывался. Просто ничего более эмоционального придумать не мог. Я так переволновался, что в горле пересохло. Попросил воды. Руки от волнения так тряслись, что не мог из графина в стакан налить.
Кто-то в приемной комиссии попросил: «А вы можете что-нибудь спеть?» Естественно, песню я заранее подготовил. Отец пробовал помочь мне подыграть на баяне, но, послушав, как я пою, отложил инструмент в сторону и сказал: «Нет, сынок, это не твое». Но на экзамене я храбро запел «Катюшу». И пел, между прочим, первый раз в жизни, да еще и пор под аккомпанемент рояля. Наверное, наблюдать за этим со стороны было очень смешно. Я так наклонился вперед, чтобы попасть в ноты, что, казалось, залез прямо с головой под крышку рояля.
— Но комиссии понравилось, как я понимаю...
— Не знаю, что там с комиссией происходило, я видел одного Игоря Петровича Владимирова. Я впервые оказался в этом потрясающем танцевальном классе с высокой белой лепниной, с огромными окнами. Стоит белый рояль, сидят уважаемые люди, среди которых возвышается Игорь Петрович и сияет, как солнце. Представляете степень моего волнения? Игорь Петрович сразу же меня из толпы абитуриентов выделил, подошел и сказал: «Нам такие люди нужны». Его интерес я еще почувствовал при чтении Маяковского. Видел, как он смотрел на меня, по выражению его восторженного лица прочитал свою судьбу...
Игорь Петрович воспитал огромное количество замечательных артистов. С его Театром Ленсовета ассоциируют имена Алисы Фрейндлих, Сергея Мигицко, Ларисы Луппиан, Михаила Боярского и многих других.