И Тихонова, и Лиознову эта история тронула… В жизни Татьяна Михайловна и сама умела красноречиво молчать: взгляд у нее был сканирующий, как глянет — оторопь берет. И столько оттенков было у этого взгляда: и гневный, и любящий, и с лукавинкой, и с ожиданием... Она часто смотрела на человека так, будто ждала от него тройного сальто… И каждый актер всем своим существом хотел оправдать эти надежды.
«Канцлер Бисмарк, дрессировщица, — шутил про нее Леонид Броневой. — Иногда думал: ну его, все брошу! — разворачивался, доходил до двери павильона… И вдруг слышал вслед: «Мотор! Вот таким ты мне и нужен, на грани эмоций!» Лиознова редко объясняла актеру задачу на пальцах — просто знала, на какие точки надавить, чтобы он попал в образ.
Например, Леонида Куравлева сначала пробовала на роль самого Гитлера. Тот удивлялся: всю жизнь играет простаков — и вдруг надо выдать тирана. Подошел со всей ответственностью, долго примерялся… А в последний момент Татьяна Михайловна сделала рокировку и утвердила его на роль Айсмана. Куравлев к тому времени уже «ожесточился», насколько мог… Но у него же доброе, открытое лицо — эти мягкие черты пришлось сглаживать черной повязкой на одном глазу. Леонид все понимал, но расстраивался: «Лишив глаза, вы наполовину урезали мои актерские возможности».
Когда записывала песни с Иосифом Кобзоном, режиссер не думала сообщать, для чего они ей нужны. Сразу предупредила: «Сможешь петь не как Кобзон?» «А как кто же я должен петь, интересно?»
— развел он руками. — «Только не как главный голос страны!» Если бы она рассказала, что это фильм о русском разведчике, наверное, патриотизма в интонациях певцу было бы не избежать… А ведь Лиознова замыслила показать разведчика через его судьбу… Только когда фильм стали крутить по телевизору, Иосиф Давыдович вдруг услышал знакомые аккорды… И никто не верил, что это он поет. Кобзон был одним из самых близких и преданных людей. Все годы болезни Татьяна Михайловна чувствовала его заботу и поддержку. А еще очень любила его жену Нелли.
Чтобы добиться чего-то от человека, Лиознова ставила его в ситуацию, в которой ему не осталось бы иного выхода. Например, как появилась песня «Позвони мне, позвони» для кинофильма «Карнавал»?
Все сопровождение писал Дунаевский, а чтобы получился хит, Татьяна Михайловна решила его подстегнуть: «А главную песню пусть напишет композитор Жора Мовсесян — нужно что-то легкое, в его стиле». И уже на следующий день Дунаевский принес ей свою композицию. Опять она все срежиссировала!
Музыкальность Лиозновой была уникальна, что чувствуется во всех ее фильмах. Это заметили еще родители и даже хотели отдать дочку учиться играть на скрипке, но денег на инструмент не было… Татьяна Михайловна всегда любила петь, делала это с душой… А если кто-то из дружеского хора выбивался, осаживала: «Тихо-тихо…» И Роберт Рождественский оставил ей в одной из своих книг шуточное послание: «Танечка, пой, пожалуйста, только тихо-тихо», — а рядом веселая рожица.