— Многие ваши однокурсники сегодня востребованы?
— Денис Матросов, Вика Тарасова, Андрей Кайков, Женя Дмитриева — у нас получился плодовитый курс.
— После окончания училища вы оказались в труппе одного из самых известных московских театров — «Ленкома»...
— Пока учишься, все здорово. Варишься в творческой атмосфере, крутишь романы, играешь отрывки, занят делом, стараешься расти в профессии. И вдруг — край, горизонт — а что за ним? Неизвестно.
С марта всем курсом ходили показываться во все столичные театры. С рюкзаками, баулами с костюмами. Тяжело, когда тебя не берут в один театр, второй, третий... Почему — надо спросить тех, кто не брал. И все же я получил предложения от трех театров, одним из них и был «Ленком».
Этот театр я любил, ходил как зритель на многие спектакли. «Юнону и Авось» шестнадцать раз смотрел. И в окно пролезал, и через крышу. Но никогда не мечтал там работать, честно скажу. Обожал артистов и режиссера Марка Анатольевича Захарова. Но интуитивно понимал, что театр сложился, в нем уже есть комплект своих артистов. Тем не менее в «Ленком» пошел — надо же где-то работать.
В первые дни после моего появления завтруппой сказала — уже не помню, по какому поводу, может, призывала меня набраться терпения: вот, мол, Евгений Павлович Леонов начинал в Театре Станиславского и лет восемь ничего не играл. Потом была знаменитая роль Лариосика...
Я еще подумал тогда: восемь лет, так много... Верилось: я-то начну раньше. Совпадение или нет — но ровно восемь лет играл в массовке. Бесконечные танцы, репетиции этих танцев — вот чем я занимался восемь из двенадцати лет в «Ленкоме». Только последние годы все же начал получать роли.
— Разочарованность присутствовала?
— Конечно. Артисты всегда ждут. Но в этом тоже заключается хорошая школа — терпения и смирения. Надо для себя честно определить: ты идешь заниматься профессией или за успехом? Если второе — очень небольшая вероятность, что успех будет. Это суровая реальность. Как раз к вопросу, что любить — искусство в себе или себя в искусстве.
Сложно, конечно, было в себе не разочароваться. Я понимал, отдавал себе отчет, что был неконкурентоспособен, зажат.
Но в «Ленкоме» очень хорошая школа. Хоть я и выходил в массовке, зато присутствовал на всех репетициях, где на сцене были Олег Иванович Янковский, Инна Михайловна Чурикова, Леонид Сергеевич Броневой, Николай Петрович Караченцов, Александр Викторович Збруев — выдающиеся мастера. Понимал: сам так играть не могу, да и не смогу, но набирал, впитывал, узнавал, как надо.