В августе 1939 года была арестована Ариадна, а в октябре пришли и за Эфроном. Удивительно, но в дневниках Мура, по которым мы узнаем все подробности жизни семьи тех лет, крайне мало посвящено строк этим событиям. Но зато много, например, о поисках жилья — почти трагедия. Или о скандале на кухне коммунальной квартиры — «самое худшее событие с момента приезда в СССР». Почему так? Может быть, это настолько не укладывалось в голове 14-летнего юноши, что он не мог даже об этом рассуждать. Хотя в системе — не разочаровался.
В ноябре Цветаева покинула Болшево и поселилась вместе с сыном у сестры мужа в Мерзляковском переулке. Уже в тот период у Марины Ивановны начались«срывы», свидетельствующие о ее полном внутреннем отчаянии. Она понимала, что потеряла не только близких, но и возможность печататься. Дело в том, что еще в Париже Цветаева беседовала с журналистом Ильей Эренбургом, который убеждал, что ее ждут огромные тиражи. Что ее ждет русский читатель! И вот в Москве при встрече с Эренбургом Марина Ивановна сказала: «Вы мне объясняли, что мое место, моя родина, мои читатели — здесь; а вот теперь мой муж и моя дочь в тюрьме, я с сыном без средств, на улице, и никто не то что печатать, а и разговаривать со мной не желает». Эренбург ответил: «Есть высшие государственные интересы, которые от нас с вами сокрыты, и в сравнении с которыми личная судьба каждого из нас не стоит ничего...» Исчерпывающий и честный ответ...
В декабре 1939-го Цветаева и Мур благодаря хлопотам Бориса Пастернака получили новое жилье. Они поселились в Доме творчества для писателей в Голицыне. Мур, который уже успел пожить в центре Москвы и полюбить ее, был очень недоволен. До этого его дневники полны восторгами. Перед ним раскинулась Москва, которую мы можем видеть в старых показательных фильмах Александрова и Пырьева. Широкие проспекты, парки, скульптуры, красивые люди, приподнятое настроение. Такое ощущение, что Георгий жил «на своей волне», он хотел это видеть и видел. Остального — не замечал. Зима 1939—1940 годов выдалась для них тяжелой. На улице — минус сорок, в столовой Дома творчества — плюс четыре. Бесконечная ночь... Мур постоянно болеет. Ходит в школу, где зимой выбиты стекла и туалет на улице... Марина Ивановна страдает бессонницей. В Доме творчества ее сторонятся, во время обеда некоторые боятся садиться с нею рядом.