— Не обидно играть бабушек?
— Ну, а что в этом такого? Мне шестьдесят пять. Кого я должна играть, девочек, что ли?
— Многие актрисы борются с возрастом...
— Я не заморачиваюсь по этому поводу и ничего с собой не делаю. Как-то снималась в передаче «Звезды против хирургов» и смешную фразу произнесла, ее даже в финал поставили: «Молодость и красота проходят, поэтому наращивайте не ресницы, а личность».
Сейчас, кстати, найти исполнительницу на возрастную роль не так легко. Довольно много пожилых актрис поправило себе внешность, а у какой-нибудь деревенской бабки не может быть следов «тюнинга» на лице. И вообще на такие вещи тяжеловато смотреть на экране, и это отвлекает. Зритель начинает думать не о том, что ему показывают, а о том, что себе накачала или перетянула актриса. Многие молодые в погоне за красотой вообще не знают меры и подгоняют свою внешность под некий стандарт. На мой взгляд, это глупость, потому что Господь создал нас всех разными. Если кто-то решает его поправить, за это часто приходится расплачиваться.
Вот я ничего не делаю, и роли сами идут. Даже когда была огромная, толстая, сыграла у Лени Филатова в замечательном фильме «Сукины дети». Была бы худенькой, может, он и не пригласил бы. Там нужна была именно такая фактура. Я вообще не люблю, когда начинают всех причесывать под одну гребенку. Жизнь многогранна в любом проявлении.
— Актерская профессия помогает в режиссерской работе?
— Естественно. Но я стараюсь не показывать. У каждого своя органика, я и сама не люблю, когда мне показывают. Есть очень хорошая книга князя Сергея Волконского, которую в свое время мне дал почитать Андрей Сергеевич Кончаловский, — «Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту)». Был такой французский теоретик сценического искусства, у которого и Станиславский, и Михаил Чехов, и другие корифеи взяли очень многие вещи. Эта книга подсказывает исполнителю, что он делает неправильно, и я всем актерам советую ее прочитать. Самое смешное, что читавшие ее люди узнают друг друга. Они делают меньше ошибок.
— Вы же довольно долго преподавали — в Академии Натальи Нестеровой?
— Я там была деканом факультета кино и телевидения. Когда начались разговоры о том, что надо открыть заочное отделение для актеров, сказала, что ухожу. Одно дело, когда режиссеры, работающие в кино, учатся заочно, потому что у них нет диплома. Другое дело — актеры, которые так учиться не могут.
Сейчас я периодически преподаю на курсах мастерства киноактера при компании «АМЕДИА». Они дают практические навыки работы с камерой, что очень важно, потому что в театральных вузах студентов не учат, как вести себя на площадке, и даже во ВГИКе учат недостаточно, а в этой работе много разной специфики.
— Одно время вы были главным режиссером Московского областного театра драмы и комедии, в Ногинске. Почему ушли?