— Не жалко было расставаться с театром?
— Конечно, жалко, но я не могла отказаться от возможности снять свое кино на «Мосфильме» с профессиональной группой. И в театре все-таки были проблемы со съемками. Когда Эльер Ишмухамедов предложил сняться в картине «Какие наши годы!», которую я очень люблю, работать у него я смогла только по выходным, потому что в другие дни репетировала. Так что вся роль была снята по средам. Накануне ночью я летела в Ташкент, днем снималась и следующей ночью летела обратно.
— Наверное, многие недоумевали, зачем понадобилась режиссура успешной молодой артистке?
— Режиссура меня интересовала еще со времен съемок у Динары Асановой. Во ВГИКе во время учебы у Кулиджанова и Лиозновой я сама ставила какие-то отрывки. А на режиссерский факультет меня как будто Бог призвал, это была потрясающая история. К тому моменту я уже два года работала в Малом театре и вдруг узнала от знакомого, что Александр Алов и Владимир Наумов хотят добрать к себе на курс женщину-режиссера. Они ставили со студентами «Мастера и Маргариту» и не могли найти исполнительницу главной роли. На нее пробовались семь девушек. Взяли меня. Так я оказалась сразу на втором курсе режиссерского факультета, то есть опять год сэкономила.
Мой дипломный фильм «Новый год» был снят по трем поэмам Владимира Луговского. Идею подарил режиссер Булат Мансуров, у которого я снималась в трехсерийном фильме «Картина» по книге Даниила Гранина и параллельно проходила преддипломную практику. То есть в свободное от съемок в роли главной героини время работала «хлопушкой», Булат очень любил стихи Луговского и посоветовал обратить внимание на его книгу «Середина века». Потом он же написал мне сценарий.
Председателем государственной экзаменационной комиссии во ВГИКе был Вадим Абдрашитов. Посмотрев «Новый год», он сказал: «Ну, понятно, почему диплом Цыплаковой поставили последним. Иначе многие другие выпускники пятерок бы не получили...» У меня работали замечательные артисты — Вадим Спиридонов, Алексей Жарков, отец и сын Ледогоровы, Лариса Удовиченко, Дмитрий Брусникин. Я очень люблю этот фильм.
Через три года я дебютировала как режиссер с фильмом «Гражданин убегающий». Он был снят по одноименной повести Владимира Маканина, и главную роль в нем сыграл потрясающий Володечка Заманский. Председателем комиссии, принимавшей дебюты, был Карен Шахназаров. Он руководил объединением «Старт» на «Мосфильме» и предложил мне у него поработать. Я сняла «Камышовый рай».
— Идея принадлежала Шахназарову?
— Нет, его редактору Саше Макарову. Именно он притащил мне сценарий, который спер в объединении Георгия Данелии: «Быстро читай». Я села в коридоре и, прочитав половину, сказала: «Я буду это снимать».
— С «Камышовым раем» вы получили приз на престижном кинофестивале в Сан-Себастьяне — за лучшую работу среди молодых режиссеров.