Должна сказать, что с пятилетними работать легче, чем с десятилетними. Маленьким сказала — они сделали. Дети постарше уже начинают наигрывать. У меня был опыт работы с подростками в сериале «Полосатое лето», в котором участвовало 30 ребят десяти-одиннадцати лет. Они пели, танцевали и делали трюки на лошадях и под водой. Замечательная была история, жаль, что ее редко показывают по телевизору, потому что в детские форматы нельзя ставить рекламу.
— Вашим первым сериалом стали «Семейные тайны»?
— Да, и он получился не вполне традиционного формата — 23 серии, потому, что опыта не было, я еще не умела тянуть. Сценарий был замечательный, о таком современном короле Лире, который узнает, что смертельно болен, и решает разделить свои богатства поровну между родными людьми. Они начинают борьбу за наследство, разгорается настоящая война. Главную роль играл потрясающий Юрий Беляев, и партнеры у него были замечательные — Сережа Чонишвили, Коля Добрынин, Андрей Панин, Андрей Кузичев, Егор Бероев.
Перед началом этого проекта я молилась: «Господи, понимаю, что не могу изменить сознание людей одним сериалом, но пусть они задумаются о своей жизни, и если совершали нечто подобное, пусть покаются. Для меня это станет высшей наградой». И после показа «Семейных тайн» я получила свидетельство того, что достигла своей цели. На одном мероприятии ко мне подошла женщина-адвокат и рассказала, что за два или три дня несколько клиентов забрали у нее иски по разделу имущества. Она испугалась, что люди не хотят с ней работать. Спросила одного мужчину, в чем дело. Тот рассказал, что посмотрел «Семейные тайны» и решил: «Пусть им все принадлежит, если они так этого хотят. Зачем мне этот дележ?» Адвокат сказала, что не сможет возместить деньги, потраченные на судебные расходы. «А что такое деньги? — ответил он. — Мы к Богу идем».
На съемках я каждую сцену разбирала с актерами с позиции христианских заповедей, чтобы не было оправдания грехов. Герои сериала совершают ужасные поступки, и я не хотела, чтобы это отразилось на исполнителях их ролей. Актеров ведь часто преследует то, что они играют, и в этом смысле я готова поспорить со Станиславским — нельзя говорить о своем персонаже «я в предлагаемых обстоятельствах». Мы очень редко играем святых, и грехи героев становятся нашими грехами, которые приходится отрабатывать. Когда в «Семейных тайнах» мы снимали какую-то жесткую сцену, я уводила актеров с площадки и молилась, чтобы с них снималась негативная информация. Следила, чтобы они не тащили ее на себе.
Первое время в группе не все меня понимали. У людей ведь разные уровни сознания. Но многие изменились в процессе съемок. Несколько человек покрестились, в том числе Егор Бероев, попросивший меня стать его крестной. Интересно, что в ГИТИСе я училась вместе с его мамой, она была моей однокурсницей. Я стала второй, духовной матерью Егора.